Реальная политика и реальность насилия в тексте «Парижской резни» К. Марло

Виктор Александрович Ковалев

Аннотация


«Парижская резня» Кристофера Марло, посвященная трагичным событиям Варфоломеевской ночи и их контексту, — одно из первых воплощений на сцене реальных политических инцидентов в буквальной, а не аллегорической форме. Одновременно трагедия полна как стереотипов, так и политических антикатолических установок (таких как крайняя жестокость, макиавеллизм и т. д.), формировавших в глазах англичан образы континентального «другого». Кроме того, пьеса оказывается одной из первых в списке кровавых «трагедий мести» золотого века английской драматургии. Марло внес вклад в создание макабрического «словаря ужасов», ставшего инструментарием для последующих экспериментов в этом жанре. В рамках исследования процесса формирования этих образов в статье представлен новый перевод фрагментов трагедии, позволяющий, по мнению автора, точнее отразить установки, которыми руководствовался драматург, и восприятие пьесы современниками.

В виде доклада исследование было представлено на I Всероссийской научной конференции «Кристофер Марло и его творчество в русской и мировой культуре: междисциплинарный взгляд» (Москва, 22–23 июня 2018 г.). Конференция была проведена в рамках проекта Российского фонда фундаментальных исследований (№ 18-012-00679).


Ключевые слова


К. Марло; «Парижская резня»; английский ренессансный театр; конфессиональная эпоха; конфессиональный театр; политический театр Ренессанса; Варфоломеевская ночь; гугенотские войны; Генрих де Гиз

Полный текст:

PDF

Литература


Ковалев, В. А. (2012) Зло из-за моря: образы испанцев в памфлетной войне 1623–1624 гг. // Стратегии визуализации и вербализации социокультурных практик : сб. науч. трудов / под ред. И. И. Лисович, В. С. Макарова. Казань : Информационно-издательский центр «Культура». 235 с. С. 85–110.

Ковалев, В. А. (2015) Поэтика идентичностей. Памфлетная война вокруг проекта испанского брака принца Карла (1623–1624 гг.) // Этносы и «нации» в Западной Европе в Средние века и раннее Новое время / под ред. Н. А. Хачатурян. СПб. : Алетейя. 344 с. С. 140–173.

Малышкин, Е. В. (2011) Две метафоры памяти. СПб. : Изд. дом С.-Петербург. гос. ун-та. 246 с.

Рэли, У. (1963) Открытие богатой, обширной и прекрасной Гвианской империи с прибавлением рассказа о великом и золотом городе Маноа (который испанцы называют Эль Дорадо) и о провинциях Эмерия, Арромая, Амапая и других стран с их реками, совершенное в году 1595 сэром У. Рэли, капитаном стражи ее величества, лордом-управителем оловянных рудников и ее величества наместником графства Корнуэлл / пер. с англ., вступ. ст. и коммент. А. Д. Дридзо. М. : Географгиз. 175 c.

Abraham, N., Torok, M. (1994) The shell and the kernel: Renewals of psychoanalysis / ed., transl., and with an introduction by N. T. Rand. Chicago : University Chicago Press. 267 p.

Ardolino, F. (1995) Contention within a little room: Marlowe, Kyd, the Dutch church libel, and the Paris massacre // Journal of Evolutionary Psychology. Vol. 16. No. 3–4. P. 242–247.

Bezio, K. M. S. (2017) Marlowe’s radical reformation: Christopher Marlowe and the radical Christianity of the Polish brethren // Quidditas. Vol. 38. P. 135–162.

Briggs, J. (1983) Marlowe’s Massacre at Paris: A reconsideration // The Review of English Studies. Vol. 34. No. 135. P. 257–278.

Carruthers, M., Ziolkowsky, J. M. (2002) The Medieval craft of memory: An anthology of texts and pictures. Philadelphia, PA : University of Pennsylvania Press. 312 p.

Clare, J. (2000) Marlowe’s “theatre of cruelty” // Constructing Christopher Marlowe / ed. by J. A. Downie, J. T. Parnell. Cambridge : Cambridge University Press. xiii, 232 p. P. 74–87.

Davies, N. Z. (1973) The rites of violence: Religious riot in sixteenth-century France // Past & Present. No. 59. P. 51–91.

Glenn, J. R. (1973) The martyrdom of Ramus in Marlowe’s The Massacre at Paris // Papers on Language and Literature. Vol. 9. No. 4. P. 365–379.

Greene, R. (1589) The Spanish masquerado. L. : By Roger Ward for Thomas Cadman. 4 preliminary leaves, [31] p.

Hart, V. (1994) Art and magic in the court of the Stuarts. L. ; N. Y. : Routledge. xiv, 266 p.

Hillman, R. (2002) Shakespeare, Marlowe, and the politics of France. Houndsmills, Basingstoke, Hampshire ; N. Y. : Palgrave. vii, 260 p.

Logan, R. A. (2007) Shakespeare’s Marlowe. The influence of Christopher Marlowe on Shakespeare’s artistry. Aldershot, England ; Burlington, VT : Ashgate Publishing Company. 251 p.

Marlowe, C. (1998) The complete works of Christopher Marlowe : in 5 vols. / ed. by D. Fuller, E. J. Esche. Oxford : Oxford University Press. Vol. V: Tamburlaine the Great, Parts 1 and 2, and The Massacre at Paris with the Death of the Duke of Guise. liii, 406 p.

Martin, M. R. (2011) The traumatic realism of Christopher Marlowe’s The Massacre at Paris // ESC — English Studies in Canada. Vol. 37. No. 3–4: September/December. P. 25–39.

Nashe, T. (1594) The unfortunate traveller: or, The life of Jacke Wilton. L. : Printed by T. Scarlet for C. Burby, etc. [112] p.

Oliver, K. (2001) Witnessing: Beyond recognition. Minneapolis, MN : University of Minnesota Press. ix, 251 p.

Poole, K. (1998) Garbled martyrdom in Christopher Marlowe’s The Massacre at Paris // Comparative Drama. Vol. 32. No. 1. P. 1–25. DOI: 10.1353/cdr.1998.0044

Probes, C. M. (2008) Rhetorical strategies for a locus terribilis: Senses, signs, symbols, and theological allusion in Marlowe’s The Massacre at Paris // Placing the plays of Christopher Marlowe: Fresh cultural contexts / ed. by S. Munson Deats, R. A. Logan. Aldershot, England : Ashgate Publishing Ltd. x, 249 p. P. 149–166.

Rossi, P. (2000) Logic and the art of memory: The quest for a universal language. Chicago : Chicago University Press. xxviii, 333 p.

Rothberg, M. (2000) Traumatic realism: The demands of Holocaust representation. Minneapolis ; L. : University of Minnesota Press. xi, 323 p.

Yates, F. A. (1966) The art of memory. Chicago : Chicago University Press. xv, 400 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2018.6.7

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.