От трагического героя к травматической истории: к проблематике позднего К. Марло («Эдуард II», «Парижская резня»)

Владимир Сергеевич Макаров

Аннотация


Сложность начала 1590-х гг. как периода в истории развития английского театра и литературы в том, что происходят значительные перемены в популярных у зрителей драматических жанрах, где на одно из первых мест выходит хроника — жанр, в котором К. Марло успел сделать не так много, его достижения не так заметны и продолжены новыми драматургами — прежде всего У. Шекспиром. Изучение «поздних пьес» Марло показывает его отход от трагедии, построенной вокруг одного героя, которого Г. Левин определил термином “overreacher”, и переход к поэтике, которую М. Мартин не совсем удачно, но в целом точно назвал «травматическим реализмом». Марло исследует ситуацию насилия уже не в вымышленно-трагедийных, а в исторических обстоятельствах, где память о травмирующем насилии сохраняется, воспроизводится, а возможно, и смягчается в сообществах памяти.


Ключевые слова


К. Марло; «Эдуард II»; «Парижская резня»; травма; историческая память; сообщества памяти

Полный текст:

PDF

Литература


Захаров, Н. В. (2018) Образ Кристофера Марло и псевдобиографический под-ход в современной массовой культуре [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 3. С. 62–71. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/798 (дата обращения: 25.11.2019). DOI: 10.17805/ggz.2018.3.4

Макаров, В. С. (2018a) «Трагическая история доктора Фауста»: вопросы датировки и издания [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 6. С. 20–34. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/894 (дата обращения: 25.11.2019). DOI: 10.17805/ggz.2018.6.2

Макаров, В. С. (2018b) Комментарий к пьесе К. Марло «Эдуард II» [Электронный ресурс] // Современники Шекспира: Информационно-исследовательская база данных. URL: http://around-shake.ru/file.php/id/f5189/name/Edward_II_Commentaries.pdf [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 25.11.2019).

Макаров, В. С. (2019) <Комментарий к трагедии «Парижская резня»> [Электронный ресурс] // Современники Шекспира: Информационно-исследовательская база данных. URL: http://around-shake.ru/file.php/id/f5336/name/Massacre-at-Paris_Commentaries.pdf [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 25.11.2019).

Briggs, J. (1983) Marlowe’s “Massacre at Paris”: A reconsideration // The Review of English Studies. Vol. 34. No. 135. P. 257–278.

Craig, H. (2009) The three parts of “Henry VI” // Shakespeare, computers, and the mystery of authorship / ed. by H. Craig, A. F. Kinney. Cambridge : Cambridge University Press. xix, 234 p. P. 40–77.

Dollimore, J. (1994) Introduction: Shakespeare, cultural materialism, and the new historicism // Political Shakespeare: New essays in cultural materialism / ed. by J. Dollimore, A. Sinfield. 2nd edn. Ithaca, NY ; L. : Cornell University Press. viii, 295 p. P. 2–17.

Forker, C. R. (1996) Marlowe’s “Edward II” and its Shakespearean relatives: The emergence of a genre // Shakespeare’s English histories: A quest for form and genre / ed. by J. W. Velz. Tempe, AZ : Medieval & Renaissance Texts & Studies. viii, 267 p. P. 55–90.

Freebury-Jones, D. (2017) Did Shakespeare really co-write “2 Henry VI” with Marlowe? // ANQ: A Quarterly Journal of Short Articles, Notes and Reviews. Vol. 30. No. 3. P. 137–141. DOI: 10.1080/0895769X.2017.1295360

Kirk, A. M. (1995) Marlowe and the disordered face of French history // Studies in English Literature, 1500–1900. Vol. 35. No. 2: Tudor and Stuart Drama. P. 193–213.

Levin, H. (1952) The overreacher: A study of Christopher Marlowe. Cambridge : Harvard University Press. xiii, [3], 204 p.

Marlowe, C. (1994) The complete works of Christopher Marlowe. Oxford : Clarendon Press ; N. Y. : Oxford University Press. Vol. 3: Edward II / ed. by R. Rowland. xxxvii, 150 p. DOI: 10.1093/actrade/9780198122784.book.1

Marlowe, C. (1995) The complete works of Christopher Marlowe. Oxford : Clarendon Press ; N. Y. : Oxford University Press. Vol. 4: The Jew of Malta / ed. by R. Gill. xx, 127 p. DOI: 10.1093/actrade/9780198127703.book.1

Marlowe, C. (1998) The complete works of Christopher Marlowe. Oxford : Clarendon Press ; N. Y. : Oxford University Press. Vol. 5: Tamburlaine the Great, Parts 1 and 2, and The Massacre at Paris with the Death of the Duke of Guise / ed. by D. Fuller and E. J. Esche. liii, 406 p. DOI: 10.1093/actrade/9780198183204.book.1

Martin, M. R. (2016) Tragedy and trauma in the plays of Christopher Marlowe. L. ; N. Y. : Routledge, Taylor & Francis Group. viii, 194 p.

Poole, K. E. (1998) Garbled martyrdom in Christopher Marlowe’s “The Massacre at Paris” // Comparative Drama. Vol. 32. No. 1. P. 1–25. DOI: 10.1353/cdr.1998.0044

Ribner, I. (2005) The English history play in the age of Shakespeare. L. ; N. Y. : Routledge, Taylor & Francis Group. xii, 356 p.

Wiggins, M. (2000) Shakespeare and the drama of his time. Oxford ; N. Y. : Oxford University Press. 149 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2019.6.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.