Личностные факторы эмоционального выгорания педагогов коррекционной школы
Аннотация
В статье представлены результаты анализа личностных особенностей педагогов коррекционной школы с разным уровнем эмоционального выгорания. Респондентами выступили 72 педагога коррекционной школы, расположенной в Московской области.
С помощью данных личностного опросника «Профессиональное выгорание» респонденты были разделены на две группы с разным уровнем эмоционального выгорания. Применение опросника «Ценностные ориентации», теста «САМОАЛ» и методики «Незаконченные предложения» позволило обнаружить, что для педагогов с уровнем эмоционального выгорания выше среднего характерна тенденция к меньшей креативности, ригидность мышления и поведения, меньшая контактность и при этом большая зависимость от окружающих, затруднения в поддержании равных, партнерских взаимоотношений. Эти педагоги изолируют себя от окружающих и их поддержки, а также не используют ресурс смены видов деятельности. Для них достоверно в большей степени значимо материальное благосостояние, и менее важно признание со стороны других людей, помощь и милосердие как ценности, чем для педагогов с низким уровнем выгорания.
Педагоги с уровнем эмоционального выгорания выше среднего демонстрируют недостаточную ясность общих стремлений, жизненных и профессиональных ориентиров, что выступает существенным дезорганизующим фактором, способным усугублять профессиональное выгорание педагога. Педагоги с уровнем эмоционального выгорания ниже среднего отличаются тем, что испытывают интерес к выполняемой деятельности, общению с учащимися и педагогами. В случае усталости они быстро восстанавливаются, их самооценка профессиональной успешности выше, они удовлетворены своими результатами в настоящем и строят планы на будущее.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Айсина, Р. М. (2007) Влияние личностных факторов на эмоциональное выгорание менеджеров в условиях коммерческой организации : автореф. дис. ... канд. псих. н. / Рос. гос. социал. ун-т. М. 27 с.
Бойко, В. В. (1999) Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. : Питер. 105 с.
Василевская, Е. А. (2011) Профессиональное здоровье педагога как фактор совершенствования здоровьесберегающей образовательной среды // Вектор науки ТГУ. № 1 (15). С. 375–378.
Водопьянова, Н. Е. (2000) Синдром психического выгорания в коммуникативных профессиях // Психология здоровья / под ред. Г. С. Никифорова. СПб. : Изд-во СПбГУ. 504 с. С. 443–463.
Водопьянова, Н. Е. (2009) Психодиагностика стресса. СПб. : Питер. 336 с.
Гришина, Н. В. (2008) Психология конфликта. 2-е изд. СПб. : Питер. 544 с.
Орел, В. Е. (2001) Феномен «выгорания» в зарубежной психологии: эмпирические исследования [Электронный ресурс] // Журнал практической психологии и психоанализа. № 3. URL: http://psyjournal.ru/articles/fenomen-vygoraniya-v-zarubezhnoy-psihologii-empiricheskie-issledovaniya [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.06.2018).
Психологическое здоровье личности и духовно-нравственные проблемы современного российского общества (2014) / отв. ред. А. Л. Журавлев, М. И. Воловикова, Т. В. Галкина. М. : Институт психологии РАН. 318 с.
Редина, Т. В. (2010) Эмоциональное выгорание педагогов специальных коррекционных образовательных учреждений // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 222–227.
Умняшкина, С. В. (2001) Синдром эмоционального выгорания как проблема самоактуализации личности (в сфере помогающих профессий): автореф. дис. ... канд. псих. наук. / Том. гос. ун-т. Томск. 22 с.
Федосенко, Е. В. и др. (2012) Психология самореализации профессионала / под ред. Е. В. Федосенко. СПб. : Речь. 156 с.
Феофанов, В. Н. (2008) Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии : дис. ... канд. псих. наук. Нижний Новгород. 249 с.
Феофанов, В. Н. (2009) Психическое выгорание специальных педагогов и его влияние на психологическое благополучие учащихся с отклонениями в развитии : автореф. дис. ... канд. псих. наук. Нижний Новгород. 27 с.
Maslach, C., Jackson, S. E. (1986) Maslach burnout inventory : manual ; with a special supplement “Burnout in education”. 2nd edn. Palo Alto, CA : Consulting Psychologists Press. v, 34 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2018.5.6
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.