Социология студенчества и становление нормативно-ценностной ориентации студента в своем вузе

Валерий Андреевич Луков

Аннотация


В статье показано, что нормативно-ценностная ориентация студента формируется в пределах социальной общности, которую составляет для него вуз, избранный для получения профессии. Его представления об этой профессии пока неточны, приблизительны, а мнение о своем вузе вполне четкое. Так в его тезаурусе (ориентационном и инновационном ментальном комплексе) происходит становление нормативно-ценностной системы, которая составит ядро не только представлений о вузе, в котором он проходит начальную стадию вторичной социализации, но и картины мира, ориентирующей его во всех областях настоящей и будущей деятельности.


Ключевые слова


молодежь; студенчество; тезаурусный подход; социология молодежи; социология образования

Полный текст:

PDF

Литература


Антипьев, А. Г., Захаров, H. H., Маркова, Ю. С. (2012) Жизненные и духовно-нравственные ценности российского студенчества (по материалам социологического исследования студентов г. Перми) : монография. Пермь : Изд-во Прикамского социальн. ин-та. 146, [1] с.

Баскакова, М. Е. (2005) Мужчины и женщины в системе образования // Вопросы образования. № 1. С. 276–303.

Гарфинкель, Г. (2007) Исследования по этнометодологии. СПб. : Питер. 335 с.

Даль, В. И. (2007) Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т. М. : ОЛМА Медиа Групп. Т. 4: Р — Ѵ. 576 с.

Ефремова, Т. Ф. (2000) Новый словарь русского языка : толково-образовательный : в 2 т. М. : Рус. язык. Т. 2: П — Я. 1084 с.

Ефремова, Т. Ф. Студенчество, значение слова [Электронный ресурс] // Толковый словарь Ефремовой URL: https://www.efremova.info/word/studenchestvo.html [архивировано в WebCite] (дата обращения: 20.05.2018).

Историческое сознание российской молодежи (2015) : монография / авт. кол.: С. В. Алексеев, В. А. Гневашева, О. А. Плотникова, Б. А. Ручкин, С. В. Луков ; под общ. ред. С. В. Алексеева. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 115 с.

Константиновский, Д. Л. и др. (2015) Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования : монография / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк, Е. С. Попова, Г. А. Чередниченко. М. : ЦСП и М. 232 с.

Летопись Московского университета, 1755–1979 (1979) / cост. В. А. Дорошенко, М. Р. Зезина, В. И. Злобин и др.]. М. : Изд-во МГУ. 533 с.

Луков, В. А. (2018) Тезаурусная социология : в 4 т. : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. 608 с.

Луков, М. В. (2012) Социокультурное конструирование Происходящего (тезаурусный анализ феномена телевидения) : науч. монография. М. : ГИТР. 128 с.

Молодежь в России. 2010 (2010) : стат. сб. / ЮНИСЕФ ; Росстат. М. : ИИЦ «Статистика России». 166 с.

Первокурсник Московского гуманитарного университета: результаты социологического исследования (мониторинг — этап 2007 г.). (2008) М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 46 с.

Программа развития МГУ, численность студентов (2012) / О. Соловьев, С. Ю. Егоров [Электронный ресурс] // Электронная приемная МГУ имени М. В. Ломоносова. 12 октября. URL: http://question.msu.ru/1907 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 20.05.2018).

Словарь русского языка (1988) : в 4 т. / гл. ред. А. П. Евгеньева. Изд. 3-е, стер. М. : Русский язык. Т. IV: С–Я. 795, [1] с.

Словарь согласованных терминов и определений в области образования государств — участников Содружества Независимых Государств (2012) / под науч. ред. Н. А. Селезневой. М. : НИТУ «МИСиС». 244 с.

Социологическая энциклопедия (2003) : в 2 т. / рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. М. : Мысль. Т. 2. 863 с.

Толковый словарь русского языка (1940) : в 4 т. / гл. ред. Б. М. Волин, Д. Н. Ушаков ; сост. В. В. Виноградов, Г. О. Винокур, Б. А. Ларин, С. И. Ожегов, Б. В. Томашевский, Д. Н. Ушаков ; под ред. Д. Н. Ушакова. М. : Гос. изд-во иностр. и нац. слов. Т. 4: С–Ящурный. 1502 стб.

Фасмер, М. (1987) Этимологический словарь русского языка : в 4 т. / пер. с нем. и доп. О. Н. Трубачева. 2-е изд., стер. М. : Прогресс. Т. 3: Муза – Сят. 832 с.

Федорова, Е. А. (2009) Социальная дифференциация ценностных ориентаций студентов средних специальных учебных заведений в современной России // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. Аспирантские тетради. № 110. С. 293–297.

Чередниченко, Г. А. (2004) Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (опыт социологического исследования) : монография. СПб. : РХГИ. 503 с.

Чередниченко, Г. А. (2014) Образовательные и профессиональные траектории российской молодежи (на материалах социологических исследований) : монография. М. : ЦСП и М. 560 с.

Чередниченко, Г. А. (2016) Российская молодежь: от образования к труду (на материалах социологических исследований образовательных и профессиональных траекторий) : монография. СПб. : Изд-во РХГА. 392 с.

Шендрик, А. И. (1990) Духовная культура советской молодежи: сущность, состояние, пути развития. М. : Мол. гвардия. 305 с.

Garfinkel, H. (1963) A conception of, and experiments with, ‘trust’ as a condition of stable concerted actions // Motivation and social interaction : Cognitive interactions / ed. by O. J. Harvey. N. Y. : The Ronald Press. vii, 332 p. P. 187–238.

Garfinkel, H. (1974) The origins of the term ‘Ethnomethodology’ // Ethnomethodology : Selected readings / ed. by R. Turner. Harmondsworth : Penguin Books. 287 p. P. 15–18.

Garfinkel, H. (2016) Seeing sociologically: The routine grounds of social action / ed. and introduced by A. W. Rawls ; foreword by Ch. C. Lemert. L. ; N. Y. : Routledge. xiii, 238 p.

Heim, E. et al. (2017) Students’ value orientations in contemporary China: Analysis of measurement invariance and latent mean differences in comparison with students from Germany and Russia / E. Heim, S. Scholten, A. Maercker, D. Xiu, D. Cai, Z. H. Gao, S. Lu, Z. Q. Sang, J. Wei, Y. Kochetkov, J. Margraf // Journal of Cross-Cultural Psychology. Vol. 48. Issue 4. P. 511–531. DOI: 10.1177/0022022117696800

Kosintseva, T. D. et al. (2017) The life of young Russia: Value orientations and life paths / T. D. Kosintseva, N. G. Khairullina, I. N. Gluhih, E. N. Pryakhina, A. Yu. Nikiforov, J. Z. Bogdanova [Электронный ресурс] // Revista Espacios. Vol. 38. No. 56. P. 25. URL: http://revistaespacios.com/a17v38n56/a17v38n56p25.pdf [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 14.05.2018).

Valeeva, R. A., Rybakova, L. A. (2014) The role of youth organization in the development of higher educational institutions students’ humanistic value orientations // Procedia — Social and Behavioral Sciences. Vol. 141. P. 817–821. DOI: 10.1016/j.sbspro.2014.05.142

Wigfield, A., Cambria, J. (2010) Students’ achievement values, goal orientations, and interest: Definitions, development, and relations to achievement outcomes // Developmental Review. Vol. 30. Issue 1. P. 1–35. DOI: 10.1016/j.dr.2009.12.001




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2018.3.1

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.