Кризис и катастрофа экосистемы в советской кинофантастике

Екатерина Викторовна Сальникова

Аннотация


Данная статья посвящена развитию темы экологического кризиса и катастрофы в кинофантастике советского периода. Важность темы определяется не только актуальностью экологических проблем в современном мире, но и высокой популярностью фантастических жанров кинематографа, а следовательно, потенциально сильным резонансом фильмов означенной жанрово-тематической разновидности.

         В 1920-е годы в советском кино доминирует политическая фантастика. Причинами производства химического или иного опасного для окружающей среды оружия выступают либо стремление к политическому господству отдельных группировок, в том числе фашистских, либо жажда быстрого обогащения отдельных лиц. Фильмы вплотную подходят к отображению разрушения гармонии экосреды. Однако сама экосреда не является пока «действующим лицом» фильмов, последствия агрессивного воздействия на нее не визуализируются.

В 1960-е годы в российском  фантастическом кино  появляются визуальные образы экологического кризиса и катастрофы. Экосистема начинает восприниматься как живая участница масштабных и разнохарактерных конфликтов человечества. В политической фантастике и даже в сказке 1970–1980-х годов  возникает мотив страха перед гонкой вооружения, возможностью атомной войны, загрязнением окружающей среды, социальным неблагополучием. Мотив страха развивается в фильмах, действие которых происходит в капиталистической реальности. Однако это скорее способ высказаться о  проблемах человечества в целом, нежели в очередной раз заклеймить мировой империализм.

 Вплоть до середины 1980-х годов сохраняется вера в возможность преодоления проблем экосреды. В середине 1980-х годов кризис и катастрофа экосреды выступают как символ неблагополучия социума в целом и нравственности отдельных индивидов. Притчевая структура картин реализуется и в комедийной,  и в  трагедийной тональности. Кино развивает тему кризиса экосреды как духовного и физического испытания человека.    


Ключевые слова


советское кино; экология; окружающая среда; фантастика; атомная война; загрязнение; страх; катастрофа

Полный текст:

PDF

Литература


Костина, А. В., Кожаринова, А. Р. (2015) Конструктивный социальный потенциал массовой культуры. Специфика проявления в информационном обществе. М. : ЛЕНАНД. 256 с.

Нагаева, Г. А. (2016) Экологическая тема в отечественном кинематографе: региональный опыт [Электронный ресурс] // Наследие веков. № 1. С. 43–47 (дата обращения 12.05.2017).

Йенсен, Р. (2004) Общество мечты. Как грядущий сдвиг от информации к воображению преобразит ваш бизнес. СПб. : Стокгольмская школа экономики в Санкт-Петербурге. 270 с.

Харитонов, Е. В., Щербак-Жуков, А. В. (2003) На экране Чудо: Отечественная кинофантастика и киносказка (1909–2002): Материалы к популярной энциклопедии [Электронный ресурс] / НИИ киноискусства; журнал «Если». М. : В. Секачев. 320 с.

URL: http://www.fandom.ru/about_fan/kino/_st04.htm (дата обращения 25.05.2017).

Яницкий, О. И. (2005) Экологическая культура России ХХ века: очерк социокультурной динамики. // История и современность. № 1. С. 136–161.

Beck, U. (1992) Risk Society: Towards a New Modernity. New Delhi: Sage. 272 p. Translated from German: Beck, U. (1986) Risikogesallschaft Auf dem Weg in eine andere Moderne. Suhrkamp, Frankfurt a. M.

Brereton, P. (2015) Environmental Ethics and Film. London and New York. Routledge. 256 p.

Becket, F., Gifford, T., eds. (2007) Culture, Creativity and Environment: New Environmentalist Criticism. Amsterdam, New York. Rodopi. 258 p.

Ivakhiv, A. J. (2013) Ecologies of the Moving Image Cinema, Affect, Nature. Waterloo, Ontario, Canada. Wilfrid Laurier University Press. 435 p.

Taylor, B., ed. (2013) Avatar and Nature Spirituality. Waterloo, Ontario, Canada. Wilfred Laurier University Press. 378 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2017.3.7

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.