«Подпольный человек» в американской романтической новелле: свобода «предпочитать не делать»

Алексей Валерьевич Аксенов

Аннотация


В статье обсуждается типология романтического героя с обоснованием выделения особого типа героя-«аутсайдера» по признаку его саморазрушительного отказа от своего места в социуме. Этот тезис иллюстрируется на материале новелл «Уэйкфилд» Н. Готорна и «Писец Бартлби» Г. Мелвилла. Заглавные герои этих новелл рассмотрены на фоне отдельных персонажей американского и русского романтизма с привлечением повести «Записки из подполья» Ф. М. Достоевского в качестве герменевтического ключа к пониманию мотивов героя-«аутсайдера». Внимание также уделено фигуре повествователя и последующей рецепции обсуждаемых новелл в литературно-критическом сознании XX в.


Ключевые слова


Н. Готорн; Г. Мелвилл; Ф. М. Достоевский; американский романтизм; типология романтического героя; американская литература

Полный текст:

PDF

Литература


Борхес, X. Л. (2005) Собр. соч. : в 4 т. / сост., предисл. и примеч. Б. В. Дубина. 2-е изд., испр. СПб. : Амфора. Т. 2: Произведения 1942–1969 годов. 847 с. ISBN 5-94278-690-9.

Вдовин, А. (2000) Миф Александра Грина (К 120-летию со дня рождения) // Урал. № 8. С. 172–178.

Венедиктова, Т. Д. (2004) Люди и стены: осмысление повседневности в литературе (Г. Мелвилл и Ф. М. Достоевский) // Объять обыкновенное: повседневность как текст по-американски и по-русски : мат. VI Фулбрайтовской гуманитарной летней школы (Ясная Поляна, 1–8 июня 2003 г.) / [отв. ред.: Т. Д. Венедиктова]. М. : Изд-во Моск. ун-та. С. 47–61.

Виньи, А. де. (1987) Избранное : пер. с фр. / предисл. А. В. Карельского ; коммент. Э. В. Венгеровой, М. В. Добродеевой. М. : Искусство. 606 с.

Готорн, Н. (1982) Избранные произведения : в 2 т. : пер. с англ. / сост. и коммент. А. Долинина ; вступ. статья Ю. Ковалева. Л. : Художественная литература. Т. 2. 510 c.

Доктороу, Э. Л. (2011) Уэйкфилд // Иностранная литература. № 1. С. 3–28.

Достоевский, Ф. М. (1973) Полн. собр. соч. : в 30 т. Л. : Наука. Т. 5: Повести и рассказы. 1862–1866 ; Игрок / текст подгот. и примеч. сост. Е. И. Кийко. 407 с.

Зверев, А. М. (2000) Герман Мелвилл // История литературы США. М. : ИМЛИ РАН ; Наследие. Т. III: Литература середины XIX в. (поздний романтизм). С. 114–171.

Карельский, А. В. (1998) Метаморфозы Орфея: беседы по истории западных литератур. Вып. 1: Французская литература XIX века / сост. О. Б. Вайнштейн. М. : РГГУ. 279 с. ISBN 5-7281-0143-7.

Ковалев, Ю. (1988) Послесловие // Мелвилл Г. Собр. соч. : в 3 т. / сост., послесл. Ю. Ковалева ; примеч. Е. Апенко, Н. Наказнюк. Л. : Художественная литература. Т. 3: Повести ; Рассказы ; Стихотворения. С. 445–452.

Косарева, А. А. (2016) Писец Бартлби: образ автоматона в американской литературе середины XIX века // Научный диалог. № 8 (56). С. 61–69. EDN WJZZUD.

Крупчанов, Л. М. [и др.] (2019) Введение в литературоведение : учебник для академического бакалавриата / под общ. ред. Л. М. Крупчанова. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Юрайт. 479 с. ISBN 978-5-534-03119-5. EDN TXEDKD.

Манн, Ю. В. (1976) Поэтика русского романтизма. М. : Наука. 375 с. EDN UCJXVT.

Мелвилл, Г. (1988) Писец Бартлби // Мелвилл Г. Собр. соч. : в 3 т. / сост., послесл. Ю. Ковалева. Л. : Художественная литература. Т. 3: Повести; Рассказы; Стихотворения. С. 21–56.

Пушкин, А. С. (1986) Соч. : в 3 т. М. : Художественная литература. Т. 2: Поэмы ; Евгений Онегин ; Драматические произведения. 527 с.

Семенова, М. Л. (2003) Лермонтов и Байрон: к вопросу о типологии романтического героя : дис. ... к. филол. н.: спец. 10.01.01: спец. 10.01.03. М. 207 с. EDN NOFMQJ.

Федосеенко, Н. Г. (2008) Типология романтического героя в русской литературе // Вестник Санкт-Петербургского университета. Сер. 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. Вып. 4. Ч. I. С. 28–39. EDN KVYRGL.

Coleridge, S. T. (1987) Lectures 1808–1819: On literature / ed. by R. A. Foakes. L. : Routledge & Kegan Paul ; Princeton, NJ : Princeton University Press. Vol. 2. xi, 677 p. ISBN 9780710093820.

Edwards, J. (1754) A careful and strict enquiry into the modern prevailing notions of that freedom of will, which is supposed to be essential to moral agency, vertue and vice, reward and punishment, praise and blame. Boston, N. E. : Printed and sold by S. Kneeland. [2], vi, [4], 294, [14] p.

Emery, A. M. (1976) The alternatives of Melville’s “Bartleby” // Nineteenth-Century Fiction. Vol. 31, No. 2. P. 170–187. DOI 10.2307/2933500.

Enniss, S. C. (1988) Told as truth: “Wakefield” as archetypal experience // Nathaniel Hawthorne Review. Vol. 14, No. 2. P. 7–9.

Hawthorne, N. (1891) The complete works of Nathaniel Hawthorne : in 13 vols. Boston ; N. Y. : Houghton, Mifflin and Company ; Cambridge, MA : The Riverside Press. Vol. 7: Our old home, and English note-books, vol. 1. 588 p.

Matthiessen, F. O. (1941) American Renaissance: Art and expression in the age of Emerson and Whitman. L. ; N. Y : Oxford University Press. xxiv, 678 p.

McCall, D. (1989) The silence of Bartleby. Ithaca, NY ; L. : Cornell University Press. xiii, 206 p. ISBN 0-8014-2320-1.

O’Keefe, R. R. (1991) The gratuitous act in “Wakefield”: A note on Hawthorne’s modernism // Nathaniel Hawthorne Review. Vol. 17, No. 1. Р. 17–19.

Priestley, J. (1777) The doctrine of philosophical necessity illustrated; being an appendix to the Disquisitions relating to matter and spirit. To which is added an answer to the Letters on materialism, and on Hartley’s Theory of the mind. L. : Printed for J. Johnson. xxxiv, [2], 206, [2] p.

Widmer, K. (1969) Melville’s radical resistance: The method and meaning of “Bartelby” // Studies in the Novel. Vol. 1, No. 4. P. 444–458.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2024.6.1

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.