Тезаурус детства в социогуманитарных науках
Аннотация
Тезаурус российского детства представлен в статье как постоянно меняющийся, активно наполняющийся новыми трендами. Приведена его характеристика через конструкты «фрагментарность» / «единство», «ядро» / «периферия», «традиция» / «парадоксальность». В качестве методологии исследования современного состояния тезауруса детства принимаются позиции Вал. А. Лукова об исходном конструирующем субъекте и тезаурусная гипотеза социализации А. И. Ковалевой.
Приводятся авторские аргументы о координирующей роли социологии детства в междисциплинарном синтезе различных наук о детстве. Исследование показало характеристики тезауруса детства, связанные со сложностью, динамичностью, перманентными изменениями социальной реальности и возникновением именно в детском сегменте новых явлений технологизации и гаджетизации жизни юных, дистанционного обучения и досуга, парадоксальности сосуществования одновременной глобализации и глокализации детства. Одним из выводов исследований детства является возможная интервенция тезауруса детства в тезаурус молодежи в связи с обнаруженными явлениями продления детства.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бесчасная, А. А. (2016) Урбанистическое детство: социологический анализ. СПб. : Астерион. 274 с.
Бесчасная, А. А. (2018) «Город, доброжелательный к детям» (ГДД) // Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус : тематический словарь-справочник. М. : РОС. 638 с. С. 423–425.
Губанова, А. Ю. (2016) Электронный контент для детей: риски или новые возможности // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. № 2 (4). С. 92–98.
Детство XXI века в социогуманитарной перспективе: новые теории, явления и понятия (2017) : научная монография / науч. ред. С. Н. Майорова-Щеглова. М. : РОС. 203 с. 1 CD-ROM.
Игнатьева, Т. А. (2018) Экономика детства как раздел экономической науки // Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус : тематический словарь-справочник. М. : РОС. 638 с. С. 132–135.
Ковалева, А. И. (2015) Тезаурусная концепция социализации // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 348–353. DOI: 10.17805/zpu.2015.3.31
Кон, И. С. (2003) Ребенок и общество : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Академия. 336 с.
Купряшкина, Е. А. (2018) Особенности детской независимой мобильности в городах Приморского края // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 2 (50). С. 115–123.
Луков, В. А. (2019) Применимость тезаурусного подхода в философии и социологии культуры, культурологии и в других социальных и гуманитарных науках // Знание. Понимание. Умение. № 2. C. 175–183. DOI: 10.17805/zpu.2019.2.16
Майорова-Щеглова, С. Н., Колосова, Е. А., Губанова, А. Ю. (2020) Событийность детства: к вопросу об эмпирических доказательствах теории генераций // Социологические исследования. № 3. С. 3–15. DOI: 10.31857/S013216250008796-8
Митрофанова, С. Ю. (2019) (Не)законченное детство современных юношей и девушек // Вестник ВЭГУ. № 2 (100). С. 89–96.
Митрофанова, С. Ю. (2020) Проявления тенденций глобализации и глокализации в детстве: социальный и индивидуальный уровни анализа [Электронный ресурс] // Мир науки. Социология, филология, культурология. Т. 11. № 4. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/29SCSK420.pdf [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 01.05.2021).
Митрофанова, С. Ю., Штифанова, Е. А. (2015) Роль информационных технологий и гаджетов в социализации детей // Экономика и социология. № 1 (25). С. 18–24.
Свалов, А. Н. (2019) Тезаурусные сферы: новые подходы // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 157–163. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.13
Филипова, А. Г. (2016) Детство в фокусе отечественных социологических исследований // Вестник Нижегородского университета им. Н. И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. № 1 (41). С. 80–87.
Филипова, А. Г., Ракитина, Н. Э. (2018) Города, дружественные к детям // Детство XXI века: социогуманитарный тезаурус : тематический словарь-справочник. М. : РОС. 638 с. С. 426–428.
Alanen, L. (2016) ‘Intersectionality’ and other challenges to theorizing childhood // Childhood. Vol. 23. No. 2. P. 157–161. DOI: 10.1177/0907568216631055
Qvortrup, J. (1991) Childhood as a social phenomenon: An introduction to a series of national reports. Vienna : European Centre for Social Welfare Policy and Research. 43 p.
Qvortrup, J. (1995) Childhood in Europe: A new field of social research // Growing up in Europe: Contemporary horizons in childhood and youth studies. Berlin ; New York : Walter de Gruyte. vii, 314 p. P. 7–20. DOI: 10.1515/9783110879094-002
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2021.4.3
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.