Произведения Шекспира в музыке Йозефа Гайдна

Татьяна Васильевна Боровикова

Аннотация


Статья посвящена произведениям австрийского композитора Йозефа Гайдна (1732–1809) на сюжеты Уильяма Шекспира. К ним относятся эпизодическая музыка к спектаклю «Гамлет», созданная в период работы Гайдна капельмейстером при дворе князя Миклоша Эстерхази, и канцонетта «Страсть её таилась молча» (“She Never Told Her Love”), написанная во время вторых гастролей в Англии.

О театре князя Эстерхази известно не много, поэтому в статье сделан обзор деятельности этого театра, в частности постановок под руководством режиссёра Карла Вара, чей коллектив играл спектакли по шести пьесам английского драматурга. Актуальность исследования заключается в том, что вхождение литературного наследия Шекспира в музыкальный репертуар континентальной Европы принято изучать на примере деятельности композиторов XIX в., тогда как созданной в XVIII в. музыке на шекспировские сюжеты достаточного внимания не уделялось.

В статье утверждается, что произведения Гайдна на сюжеты Шекспира появились в период, когда композиторы континентальной Европы только начинали обращаться к сочинениям, связанным с творчеством английского драматурга. Для обоснования этого утверждения в исследовании выявляются музыкальные произведения европейских композиторов XVIII в., вдохновленные писателем. Выявленные примеры позволили установить, что до Гайдна музыкальные сочинения на сюжеты Шекспира были представлены только оперой Франческо Марии Верачини «Розалинда», фантазией на тему «Гамлет» Карла Филиппа Эммануила Баха, оперой Луи-Августа Папавуана «Старый холостяк, или Две подружки» и балетом в постановке Жан-Жоржа Новерра «Антоний и Клеопатра». В период создания произведений Гайдном к литературному наследию Шекспира обращались преимущественно оперные композиторы: Луи-Огюст Папавуан, Йиржи Антонин Бенда, Фердинандо Бертони, Николя Далейрак, Иоганн Генрих Ролле, Гаэтано Андреоцци, Даниэль Готлиб Штейбельт, Антонио Сальери.

Автор приходит к выводу о том, что музыкальные произведения Гайдна внесли вклад в распространение шекспировского наследия на раннем этапе вхождения английского драматурга в музыкальный культурный канон Европы и обогащение вокального репертуара Великобритании и США.


Ключевые слова


У. Шекспир; Йозеф Гайдн; Карл Вар; «Гамлет»; «Двенадцатая ночь»; опера XVIII века; дворец Эстерхаза

Полный текст:

PDF

Литература


Гайдн, Й. (1983) Английские канцонетты : звукозапись : [для сопрано и инструментального ансамбля] / комп. Й. Гайдн ; инструм. Г. С. Зингер ; исполн. Г. А. Писаренко, сопрано, инструментальный ансамбль ; дир. Ю. Николаевский ; звукорежиссер М. Кожухова ; ред. И. Орлова. М. : Мелодия.

Захарова, О. А., Захаров, Н. В. (2011–) Шекспир в европейской музыке [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/4021.html [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.11.2020).

<Результаты по поисковому запросу “she never told her love”> (б/д) [Электронный ресурс] // Internet Archive. URL: https://archive.org/search.php?query=she+never+told+her+love (дата обращения: 27.11.2020).

Шекспир, В. (1937) Двенадцатая ночь, или что угодно / пер. М. Л. Лозинского // Шекспир В. Полн. собр. соч. : в 8 т. / под ред. С. С. Диманова, А. А. Смирнова. М. ; Л. : Academia. Т. 1. VIII, 771 с. С. 361–480.

Brissenden, A. (2001) Ballet // The Oxford companion to Shakespeare / general editor M. Dobson ; associate general editor S. Wells. Oxford : Oxford University Press. xxix, 541 p. P. 34−35.

Cholij, I. (2001a) Haydn, Franz Josef // The Oxford companion to Shakespeare / general editor M. Dobson ; associate general editor S. Wells. Oxford: Oxford University Press. xxix, 541 p. P. 185.

Cholij, I. (2001b) Opera // The Oxford companion to Shakespeare / general editor M. Dobson ; associate general editor S. Wells. Oxford: Oxford University Press. xxix, 541 p. P. 325−328.

Daffner, H. (1914) Haydn und Shakespeare // Jahrbuch der Deutschen Shakespeare-Gesellschaft. Bd. 50 / hrsg. von A. Brandl, M. Förster. Berlin : Verlag von Georg Reimer. 298 S. S. 51−59.

Eisen, С. (1991) New Mozart documents: A supplement to O. E. Deutsch’s documentary biography. Stanford : Stanford University Press. xvii, 192 p.

Gänzl, K. (2018) Victorian vocalists. L. ; N. Y. : Routledge. xvi, 746 p.

Griffel, M. R. (2018) Operas in German: A dictionary : [in 2 vols.] Revised edn. Lanham ; Boulder ; N. Y. ; L. : Rowman and Littlefield. xxvi, 1017 p.

Grigson, C. (2009) The life and poems of Anne Hunter: Haydn’s tuneful voice. Liverpool : Liverpool University Press. xvii, 286 p.

Harington, H. (1800) Songs, duetts, and other compositions. L. : Printed for the author. [iii], 2–65, [1] p.

Haydn, J. (1800) Six original canzonettas for the voice with an accompaniment for the piano-forte. Dublin : Hime’s Musical Circulating Library. 11 p.

Haydn, J. (1803) Gesaenge mit Begleitung des Piano-Forte. Leipzig : Breitkopf & Härtel. 100 S.

Haydn, J. (s.d.) Second sett of Dr. Haydn’s VI original canzonettas, for the voice with accompaniment for the piano forte. Dedicated to the Right Honble. Lady Charlotte Bertie. L. ; Edinburgh : Corri Dussek & Co. [2], 23, [1] p.

Horányi, M. (1962) The magnificence of Eszterháza. Budapest : Akadémiai Kiadó. 260 p.

Jakubcová, A. (2007) Wahr, Karl // Česká divadelní encyklopedie. URL: http://encyklopedie.idu.cz/index.php/Wahr,_Karl [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 15.11.2020).

MacIntyre, B. C. (1998) Haydn: The creation. N. Y. : Schirmer Books ; L. : Prentice Hall International. xviii, 344 p.

Manning, J.·(2020) Vocal repertoire for the twenty-first century : in 2 vols. N. Y. : Oxford University Press. Vol. 1: Works written before 2000. xv, 351 p.

Peter Brown, A. (2002) Notes on Joseph Haydn’s lieder and canzonettas // For the love of music: Festschrift in honor of Theodore Front on his 90th birthday / ed. by. D. F. Scott. Lucca : LIM Antiqua. 307 p. P. 77−104.

Pohl, C. F. (1878) Joseph Haydn. Bd. 1. Leipzig : Breitkopf & Härtel. xx, 422 S.

Robbins Landon, H. C. (1976) Haydn: Chronicle and works : in 5 vols. Bloomington : Indiana University Press. Vol. 3 : Haydn in England, 1791–1795. 640 p.

Robbins Landon, H. C. (1978) Haydn: Chronicle and works : in 5 vols. Bloomington : Indiana University Press. Vol. 2 : Haydn at Eszterháza, 1766–1790. 799 p.

Shakespeare, W. (1998) Twelfth night, Or what you will / ed. by R. Warren, S. Wells. Oxford : Oxford University Press. viii, 247 p.

Sisman, E. R. (1990) Haydn’s theater symphonies // Journal of the American Musicological Society. Vol. 43. No. 2. P. 292−352. DOI: 10.2307/831616

Sisman, E. R. (1997) Haydn, Shakespeare and the rules of originality // Haydn and his world / ed. by E. R. Sisman. Princeton, NJ : Princeton University Press. xiii, 474 p. P. 3−56.

The poetical preceptor; or, A collection of select pieces of poetry; extracted from the works of the most eminent English poets, etc. (1777) / [ed. by S. Crowder]. London : Printed for S. Crowder. xvi, 344 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2020.6.5

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.