Научно-образовательное пространство в пьесе К. Марло «Трагическая история доктора Фаустуса»

Инна Ивановна Лисович

Аннотация


Статья посвящена анализу научно-образовательного пространства в пьесе К. Марло «Трагическая история доктора Фауста». Экспансия новых научных практик и идей в социокультурное пространство средневекового города породила рефлексию, в том числе и художественную, относительно этих изменений, что видно на примере данной пьесы. Научно-образовательное пространство отражает современную Марло сегментацию города: оно сочетает в себе элементы средневекового университета и новой научно-образовательной среды, которая пока еще маргинальна для горожан. Но Фауст расширяет это пространство и ищет новые возможности.

Фауст активно обращается к тем областям знания, которые развивали гуманисты, математики, астрономы и естествоиспытатели раннего Нового времени: филология (изучение древних и современных языков), астрология и астрономия, геология, алхимия и ботаника, а также практики, основанные на получении знания при помощи опыта и наблюдения, которые в данной пьесе отнесены к магии.

Пьеса многослойна: она соединяет сакральное и обыденное, основной конфликт разворачивается в пространстве  души Фауста, сомневающейся и движимой “wit”. Несмотря на то, что Фауст показан одиноким магом, в пьесе представлена вся иерархия средневековой Европы от слуг, мошенников, университетских коллег, торговцев, рыцарей, монахов, до кардиналов, герцогов, папы римского и императора, которые активно интересуются искусством Фауста.

В пьесе показано, как формирование нового научного знания и  «новой философии», сопровождалось падением статуса ученых и старых научно-образовательных институций, но это положило начало процессу, благодаря которому появились новые практики коммуникации и продвижения научного знания, востребованные до сих пор.


Ключевые слова


К. Марло; «Трагическая история доктора Фауста»; Фауст; Мефистофель; средневековый университет; средневековый город; новое знание; научно-образовательное пространство; патронаж

Полный текст:

PDF

Литература


Бэкон, Ф. (1971) Соч. : в 2 т. / сост. А. Л. Субботина ; пер. Н. А. Федорова, Я. М. Боровского. М. : Мысль. Т. I. 589, [1] с.

Девятова, С. В., Купцов, В. И. (2011) Возникновение первых академий наук в Европе // Вопросы философии. № 9. С. 126–135.

Косарева, Л. М. (1989) Социокультурный генезис науки Нового времени (Философский аспект проблемы). М. : Наука. 160 с.

Кудрявцев, О. Ф. (2008) Флорентийская Платоновская академия: очерк истории духовной жизни ренессансной Италии. М. : Наука. 477, [1] с.

Лисович, И. И. (2009) Грэшем-колледж и имперские амбиции Лондона XVII в. // Социокультурное пространство современного города : сб. науч. статей / сост. и ред. Л. В. Карцевой. Казань : Казанский гос. ун-т культуры и искусств. 286 с. С. 71–79.

Лисович, И. И. (2016) Научное знание, неоплатонизм и свободные искусства в культуре Англии раннего Нового времени // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 242–260. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.21

Лисович, И. И. (2019) “Wit”, познание и искушение: артикуляция практик нового знания в «Трагической истории Доктора Фауста» К. Марло // Вестник Вологодского государственного университета. Серия: Исторические и филологические науки. № 1 (12). С. 62–72.

Марло, К. (2019) Трагическая история доктора Фауста / изд. подгот. А. Н. Горбунов, В. С. Макаров, Д. Н. Жаткин, А. А. Рябова ; отв. ред. Н. Э. Микеладзе ; ред. изд-ва Т. Л. Ломакина. СПб. : Наука. 321, [1] с., [13] л. ил. (Литературные памятники).

Рорти, Р. (1997) Философия и зеркало природы / пер. с англ. ; науч. ред. В. В. Целищев. Новосибирск : Изд-во Новосиб. ун-та. 296, [1] с.

Сапрыкин, Д. Л. (2000) «Научный орден» Френсиса Бэкона и зарождение научного общества нового типа // Науковедение. № 3. С. 194–208.

Фантоли, А. (1999) Галилей: в защиту учения Коперника и достоинство Святой Церкви / пер. с итал. А. Брагина. М. : МИК. 423 с.

Черноземова, Е. Н. (2013) Доктор Фауст по-английски: актуализация образа Мерлина в литературе XX века // Вестник Рязанского государственного университета им. С. А. Есенина. № 4 (41). С. 100–109.

Adamson, I. R. (1980) The administration of Gresham College and its fluctuating fortunes as a scientific institution in the seventeenth century // History of Education. Vol. 9. No. 1. Р. 13–25. DOI: 10.1080/0046760800090102

Biagioli, M. (1993) Galileo, courtier: The practice of science in the culture of absolutism. Chicago ; L. : University of Chicago Press. xii, 402 p.

Chartres, R., Vermont, D. (1998) A brief history of Gresham College 1597–1997. L. : Gresham College. 100 р.

Ettin, A. V. (1977) Magic into art: The magician’s renunciation of magic in English Renaissance drama // Texas Studies in Literature and Language. Vol. 19. No. 3. P. 268–293.

Hahn, R. (1971) The anatomy of a scientific institution: The Paris Academy of Sciences, 1666–1803. Berkeley, CA : University of California Press. xiv, 433 p.

Hahn, R. (1990) The age of academies // Solomon’s house revisited: The organization and institutionalization of science / ed. by T. Frängsmyr. Canton, MA : Science History Publications. xiii, [1], 350 p. P. 3–12.

Iliffe, R. (2008) Technicians // Notes and Records of the Royal Society of London. Vol. 62. No. 1. P. 3–16.

Kearney, H. F. (1970) Scholars and gentlemen: Universities and society in pre-industrial Britain. L. : Faber & Faber. 214 p.

Lux, D. S., Cook, H. J. (1998) Closed circles or open networks: Communicating at a distance during the scientific revolution // History of Science. Vol. 36. Issue 2. Р. 179–211. DOI: 10.1177/007327539803600203

Lynn, M. R. (2006) Popular science and public opinion in eighteenth-century France. Manchester ; N. Y. : Manchester University Press. ix, 177 p.

Marlowe, C. (2000) The tragedy of Doctor Faustus (1616, B-text) // Marlowe C. The plays / with introductions by E. Smith. Ware : Wordsworth. x, 546 p. P. 207–270. (Wordsworth classics of world literature).

Mayhew, R. J. (2004) British geography’s republic of letters: Mapping an imagined community, 1600–1800 // Journal of the History of Ideas. Vol. 65. No. 2. P. 251–276. DOI: 10.1353/jhi.2004.0029

Maylender, M. (1926–1930) Storia delle accademie in Italia : in 5 volumi. Bologna : A. Forni / L. Cappelli.

Patronage and institutions: Science, technology, and medicine at the European court 1500–1750 (1991) / ed. by B. T. Moran. Rochester, NY : The Boydell Press. 261 p.

Pumfrey, S. P., Dawbarn, F. (2004) Science and patronage in England, 1570–1625: A preliminary study // History of Science. Vol. 42. Issue 2. P. 137–188. DOI: 10.1177/007327530404200201

Shapiro, B. J. (1971) The universities and science in seventeenth century England // The Journal of British Studies. Vol. 10. Issue 2. P. 47–87. DOI: 10.1086/385610

Stroup, A. A. (1990) A company of scientists: Botany, patronage, and community at the seventeenth-century Parisian Royal Academy of Sciences. Berkeley ; Los Angeles ; Oxford : University of California Press. xv, 387 p.

The shapes of knowledge from the Renaissance to the Enlightenment (1991) / ed. by D. R. Kelley, R. H. Popkin. Dordrecht : Kluwer. vi, 229 p. (International archives of the history of ideas, vol. 124).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2019.6.1

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.