Соотношение потребностей субъекта деятельности и тезауруса
Аннотация
В статье, подготовленной на основе доклада на III Академических чтениях памяти Вл. А. Лукова «Тезаурусы и проблемы культуры» (МосГУ, 4 апреля 2019 г.), рассматривается соотношение тезауруса и потребностей субъекта в системе ориентаций деятельности. На основе сопоставления понятия о тезаурусе, его структуре и содержании с представлением о сущности явления потребностей и их классификации делается вывод об амбивалентной природе тезауруса: его зависимости от потребностей роста и влиянии на формирование индивидуальной диспозиции потребностей, в соответствии с которой обеспечивается реализация потребности в самосохранении.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Афанасьев, В. Г. (2013) Социальная информация и управление обществом. М. : Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 408 с.
Дилигенский, Г. Г. (1976) Проблемы теории человеческих потребностей // Вопросы философии. № 9. С. 30–43.
Ильин, Е. П. (2002) Мотивация и мотивы. СПб. : Питер. 512 с.
Караулов, Ю. Н. (2010) Русский язык и языковая личность. М. : Издательство ЛКИ. 264 с.
Коган, В. З. (1980) Информационное взаимодействие (опыт анализа субъективно-объективных отношений). Томск : Изд-во Томского ун-та. 194 с.
Кремянский, В. И. (1977) Методологические проблемы системного подхода к информации. М. : Наука. 287, [1] с.
Кузнецов, Н. А., Мусхелишвили, Н. Л., Шрейдер, Ю. А. (1999) Информационное взаимодействие как объект научного исследования (перспективы информатики) // Вопросы философии. № 1. С. 77–87.
Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход к анализу тувинской культуры // Новые исследования Тувы. № 1. С. 25–46.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013a) Тезаурус как ориентационный комплекс // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 107–110.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013b) Тезаурусный подход в гуманитарном знании // Тезаурусный анализ мировой культуры : сб. науч. трудов. Вып. 25. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 160 с. С. 3–13.
Луков, Вл. А. (2010) Народная культура и цивилизационная культура // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 268–271.
Малиновский, Б. (2005) Научная теория культуры. М. : ОГИ. 184 с.
Маслоу, А. (2008) Мотивация и личность. СПб. : Питер. 352 с.
Момджян, К. Х. (2015) Универсальные потребности и родовая сущность человека // Вопросы философии. № 2. С. 3–13.
Осокина, С. А. (2011) Индивидуальный тезаурус как система знаний: соотношение понятий «индивидуальный тезаурус» и «языковая личность» // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 178–183.
Парсонс, Т. (2002) О структуре социального действия. М. : Академический проект. 880 с.
Симонов, П. В. (1987) Мотивированный мозг. Высшая нервная деятельность и естественнонаучные основы общей психологии. М. : Наука. 270 с.
Узнадзе, Д. Н. (2001) Психология установки. СПб. : Питер. 416 с.
Узнадзе, Д. Н. (2004) Общая психология. М. : Смысл ; СПб. : Питер. 413 с.
Шрейдер, Ю. А., Шаров, А. А. (1982) Системы и модели. М. : Радио и связь. 152 с.
Murray, H. A. (1938) Explorations in personality : A clinical and experimental study of fifty men of college age by the workers at the Harvard Psychological Clinic. N. Y. : Oxford University Press. xiv, 761 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2019.2.5
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.