Культура вербальной саморепрезентации художника в эпоху Возрождения

Александра Романовна Сентемова

Аннотация


Вербальная саморепрезентация художника возникла с самого начала авторской живописи и развивалась на протяжении веков; с изменением эпохи и статуса художника она эволюционировала и принимала все новые и новые формы.

Статья посвящена культуре вербальной саморепрезентации художников эпохи Возрождения. Анализируя письменные вербальные высказывания мастеров эпохи Возрождения из их текстов, книг и трактатов, автор ставит своей целью изучение особенностей и эволюции вербальной саморефлексии мастеров данной эпохи.

Методологической основой при написании статьи является компаративный анализ, который позволил изучить и описать вербальную саморепрезентацию, проследить характер самовосприятия мастеров эпохи Возрождения на основании их письменных высказываний.

В работе подробно рассмотрены такие аспекты темы, как взаимосвязь культуры эпохи Возрождения с авторскими  интенциями мастеров, основные темы рефлексии авторов и главных адресатов посланий, а также место личности автора в их текстах. Основными выводами проведенного исследования являются описание эволюции вербальной саморепрезентации мастеров эпохи Возрождения и ее сравнение с предыдущими эпохами. Результаты исследования могут быть использованы для дальнейших исследований в области культурологии, искусствознания, теории и истории культуры.


Ключевые слова


художник-мастер; эпоха Возрождения; Ренессанс; вербальная саморепрезентация; саморепрезентация; культура; искусство; антропоцентризм

Полный текст:

PDF

Литература


Альберти (1966) Три книги о живописи // Мастера искусства об искусстве : в 7 т. / под ред. А. А. Губера. М. : Искусство. Т. 2 : Эпоха Возрождения. 496 с. С. 30–31.

Венециано, Доминико (1966) Письмо от 1 апреля 1438 г. // Мастера искусства об искусстве : в 7 т. / под ред. А. А. Губера. М. : Искусство. Т. 2 : Эпоха Возрождения. 496 с. С. 94–95.

Гиберти, Лоренцо (1966) Комментарии // Мастера искусства об искусстве : в 7 т. / под ред. А. А. Губера. М. : Искусство. Т. 2 : Эпоха Возрождения. 496 с. С. 63–64.

Да Винчи Леонардо (1966) Трактат о живописи // Мастера искусства об искусстве : в 7 т. / под ред. А. А. Губера. М. : Искусство. Т. 2 : Эпоха Возрождения. 496 с. С. 116–147.

Делла Франческа, Пьеро (1966) Трактат о живописной перспективе // Мастера искусства об искусстве : в 7 т. / под ред. А. А. Губера. М. : Искусство. Т. 2 : Эпоха Возрождения. 496 с. С. 76.

Дюрер, Альбрехт (1957) Дневники. Письма. Трактаты : в 2 т. / пер.. с ранненововерхне-немецкого и комментарии Ц. Г. Нессельштраус. М. : Искусство. Т. 2. 258 с.

Дюрер, Альбрехт (1966) Книга о живописи // Мастера искусства об искусстве : в 7 т. / под ред. А. А. Губера. М. : Искусство. Т. 2 : Эпоха Возрождения. 496 с. С. 319–333.

Кривцун, О. А. (2000) Психология искусства. М. : Изд-во Литературного ин-та им. А.М. Горького. 224 с.

Лисович, И.И. (2013) Визуальное как путь к истине: Платон, Фичино, Дюрер и начало научной революции // Вестник Казанского государственного университета культуры и искусств. № 2. С. 42–47.

Лисович, И. И. (2019) Дискурс и гений: между божественным и человеческим // Артикульт. № 36 (4–2019) октябрь — декабрь. С. 112–125. URL: http://articult.rsuh.ru/articult-36-4-2019/index.php (дата обращения: 12.07.2021).

Микеланджело (1966) Письмо к Берто да Филикайя от 14 августа 1518 г. // Мастера искусства об искусстве : в 7 т. / под ред. А. А. Губера. М. : Искусство. Т. 2 : Эпоха Возрождения. 496 с. С. 179–180.

Тициан (1966) Письмо // Мастера искусства об искусстве : в 7 т. / под ред. А. А. Губера. М. : Искусство. Т. 2 : Эпоха Возрождения. 496 с. С. 240.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.4.15

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru