Мозаика ценностно-идеологических ориентаций российской телевизионной аудитории (на примере художественного контента за 2010–2020-е гг.)
Аннотация
Цель исследования — определить характер, способы и результаты влияния наиболее популярных в 2010–2021 гг. телесериалов на формирование ценностей телеаудитории Российской Федерации.
Методология исследования основана на социокультурном анализе контента художественных телесериалов с точки зрения их влияния на духовно-нравственные ценности телевизионной аудитории.
Результатом воздействия телесериалов, подчиняющихся только коммерческим целям, становятся размывание ценностно-нормативной системы российского общества и хаотизация этой системы как объекта влияния современного телевидения — одного из основных трансляторов массовых духовно-культурных ценностей.
Тема исследования представляется одной из важнейших направлений развития исследований в области социологии культуры и массовых коммуникаций, позволяющей объективно оценить реальные тенденции изменения культурно-информационного пространства, без знания которых не может быть эффективной государственная политика в этих сферах.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Брайнт, Дж, Томпсон, С. (2004) Основы воздействия СМИ / пер. с англ. В. В. Кулебы и Я. А. Лебеденка ; под ред. Э. В. Крайникова. М. : Издательский дом «Вильямс». 432 с.
Бурдье, П. (2002) О телевидении и журналистике / пер. с фр. Т. В. Анисимовой и Ю. В. Марковой ; отв. ред. Н. А. Шматко. М. : Фонд научных исследований «Прагматика культуры» ; Институт экспериментальной социологии. 206 с.
Герасимова, С. А. (2007) Телевидение как средство формирования и управления общественным сознанием // Управленческое консультирование. № 2. С. 143–148.
Дубин, Б. В. (2006) Масс-медиа и коммуникативный мир жителей России: пластическая хирургия социальной реальности // Вестник общественного мнения. № 3. С. 33–46.
Дубровин, В. Л. (2015) Патриотизм как ресурс социального самоопределения в российском обществе. Ростов н/Д. : Фонд науки и образования. 122 с.
Зуева, Т. В., Чуракова, А.М. (2011) Нравственные аспекты информационного пространства современного телевидения // Научный вестник Московского государственного технического университета гражданской авиации. № 166. С. 120–124.
Иванкина, Н. (2021) Убыток «Сбера» от экосистемы вырос почти в четыре раза [Электронный ресурс] // Ведомости. 29 июля. URL: https://www.vedomosti.ru/business/news/2021/07/29/880059-ubitok-sbera-ot-ekosistemi-viros-pochti-v-chetire-raza?utm_source=facebook.com&utm_medium=social&utm_campaign=ubytok-sbera-ot-ekosistemy-vyros-vo-vt (дата обращения: 30.07.2021).
Ионин, Л. Г. (2014) Парад меньшинств. М. ; СПб. : Центр гуманитарных инициатив. 176 с.
Кастельс, М. (2016) Власть коммуникации / пер. с англ. Н. М. Тылевич ; под науч. ред. А. И. Черных. М. : ИД ВШЭ. 564 с.
Климов, И. А. (2005) Телевидение: модальности существования // Социс. № 10. С. 93–100.
Козырев, М. (2021) «Насилие над мужчинами — дико табуированная тема»: как создавался сериал «Хрустальный», основанный на реальных событиях [Электронный ресурс] // Телеканал «Дождь». 01 июля. URL: https://tvrain.ru/teleshow/bi_koz/hrustalnyj-532987/ (дата обращения: 20.07.2021).
Комиссаров, С. Н., Дубровин, В. Л. (2020) Консервативный поворот прокатного российского кино — шаг к восстановлению ценностного континуума? (на примере лидеров российского проката 2015–2020 гг.) // Гуманитарий Юга России. Т. 9 (43). № 3. С. 216–231.
Копысов, В. (2021) Сценарист Олег Маловичко: «Рассказ про серийных убийц — это рассказ про всех нас» [Электронный ресурс] // Афиша Daily. 28 апреля. URL: https://daily.afisha.ru/cinema/19578-scenarist-oleg-malovichko-rasskaz-pro-seriynyh-ubiyc-eto-rasskaz-pro-vseh-nas/ (дата обращения: 20.07.2021).
Курдоглян, Л. (2021) Mediascope: Обзор показателей телепросмотра в 2020 году [Электронный ресурс] // Кабельщик — для профессионалов телевидения. URL: https://www.cableman.ru/article/mediascope-obzor-pokazatelei-teleprosmotra-v-2020-godu (дата обращения: 20.07.2021).
Мамедов, А. К., Комиссаров, С. С. (2015) Культура как коммуникация. М. : МГУ; Московский рабочий. 256 с.
Массовая информация в советском промышленном городе (1980) / под ред. Б.А. Грушина, Л. А. Оникова. М. : Политиздат. 446 с.
Полуэхтова, И. А. (1998) Телевидение как механизм социального контроля // Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология. № 1. С. 49–60.
Пущаев, Ю. В. (2006) Либерализм, квазилиберальные мифы и свобода СМИ (Карл Поппер о роли телевидения в обществе) // Вопросы философии. № 8. С. 3–14.
Ровинская, Т. Л. (2008) Методы воздействия СМИ на общественное сознание // Мировая экономика и международные отношения. № 6. С. 100–103.
Стешин, Д. (2019) Сериал «Чернобыль» — подарок для конкурентов «Росатома»? [Электронный ресурс] // Комсомольская правда. 24 мая 2019. URL: https://www.kp.ru/daily/26981.7/4039993/ (дата обращения: 20.07.2021).
Сулакшин, С. С. (2014) Нравственность российского общества и факторы влияния (интернет, телевидение) // Политика и общество. № 9. С. 1065–1081.
Третьяков, В. Т. (2015) Теория телевидения. ТВ как неоязычество и как карнавал : курс лекций. М. : Научно-издательский центр «Ладомир». 664 с.
Bridge, M. (2018) Children’s show is propaganda for Putin, say critics [Электронный ресурс] // The Times. 17 ноября. URL: https://www.thetimes.co.uk/article/childrens-show-is-propaganda-for-putin-say-critics-j9wxcvslm (дата обращения: 20.07.2021).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.4.13
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/