Взаимосвязь институциональной и проблемно-тематической преемственности в Петербургской психологической школе

Наталья Анатольевна Логинова

Аннотация


Статья посвящена становлению Петербургской психологической школы, основателем которой явился В.М. Бехтерев. Он мыслил психологию человека как союз психоневрологии с социогуманитарными науками, что означает необходимость комплексного подхода. Для комплексной разработки проблемы человека были созданы особые институциональные структуры.
В последующем эстафета научного направления Бехтерева, его главная идея психобиосоциальной целостности человека и курс на комплексные исследования, были подхвачены его сотрудниками и учениками, среди которых выделялся Б.Г. Ананьев. Сохраняя лучшие традиции Петербургской школы, он сумел создать институции, пригодные для новой антропологической психологии: Ленинградский НИИ педагогики, отделение и факультет психологии в ЛГУ-СПбГУ, НИИКСИ, научные лаборатории, периодические научные издания и многое другое.


Ключевые слова


история психологии; Петербургская психологическая школа; В.М. Бехтерев; Б.Г. Ананьев; институции; экспериментальные и прикладные исследования; антропологизм; практические приложения; многообразная тематики и концептуальное единство

Полный текст:

PDF

Литература


Акименко Г.А. (2007) Институт им. В.М. Бехтерева: история и современность (1907–2007 гг.). СПб.

Ананьев Б.Г. Веккер Л.М., Ломов Б.Ф., Ярмоленко А.В. (1959) Осязание в процессах познания и труда. М.: АПН ПСФСР.

Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания (1968) Л.: ЛГУ.

Андреева В.Н. (1953) Развитие экспериментальных методов исследования в истории русской психологии конца XIX (по проблеме чувствительности). Автореферат дисс. …канд. пед. н. (по психологии).

Дворяшина М.Д. (1965) Онтогенетические изменения перцептивной константности человека. Автореферат дисс. … канд. психол. н. Л.: ЛГУ.

Дранков В.Л. (1951) Взаимодействие изобразительной и литературной деятельности в творчестве А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова. Автореф. дисс. к. п. н. (по психологии). Л: ЛГУ.

Логинова Н.А. (2006) Борис Герасимович Ананьев: Биография. Воспоминания. Материалы / Автор и составитель Н.А. Логинова. СПб: С.-Петерб. ун-т.

Логинова Н.А. (2005) Опыт человекознания: История комплексного подхода в психологических школах В.М. Бехтерева и Б.Г. Ананьева. СПб: Изд-во СПбГУ.

Русалинова А.А. (2009) Проблемы промышленной социальной психологии: избранные научные труды: 1964–2008. СПб: С.-Петерб. ун-т.

Семенов В.Е. (2017) История и опыт социально-психологической школы НИИКСИ Санкт-Петербургского (Ленинградского) государственного университета (интервью с В.Е. Семеновым в связи с 75-летием со дня рождения) // Институт психологии Российской академии наук. Социальная и экономическая психология, Т.2. №2. С. 197–229.

Сидорчук И.В., Долгова Е.А. (2014) Из истории одной инициативы: к 110-летию издания «Вестник психологии, криминальной антропологии и гипнотизма» // Вопросы психологии, № 5. С. 128–137.

Степанова Е.И. (2003) Становление психологической школы Б.Г. Ананьева: Памятные даты и события. СПб: Симпозиум.

Якунин В.А. (1973) О формировании психологии как экспериментальной науки. Дисс. … канд. психол. н. Л.: ЛГУ.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2023.6.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


 
Рейтинг@Mail.ru