История психологии как учебная дисциплина и область науки: актуальные проблемы сотрудничества

Юрий Николаевич Олейник, Анатолий Лактионович Журавлев

Аннотация


Рассмотрены проблемы преподавания дисциплины «История психологии» и их обусловленность современным состоянием историко-психологических исследований в стране. Показано, что повышение качества подготовки студентов по истории психологии связано не только с учебно-методическими или кадровыми проблемами самой учебной дисциплины, но и рядом нерешенных проблем в истории психологии как области исследовательской деятельности. Обозначены исследовательские проблемы, которые возникают в контексте преподавания дисциплины «История психологии», которые требуют своего решения в первую очередь в истории психологии как важной отрасли психологической науки.

Ключевые слова


история психологии; преподавание истории психологии; учебная дисциплина; область научного знания; проблемы

Полный текст:

PDF

Литература


Акименко Г.В., Михайлова Т.М., (2017) Вопросы истории психологии в учебниках по курсу «Психология и педагогика»: содержательный анализ // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее: сборник статей IX Международной научно-практической конференции: в 3 ч., Пенза, 05 мая 2017 г. Пенза: Наука и Просвещение. С. 161–165.

Батыршина А.Р., (2008) Технология организации самостоятельной работы студентов на опыте изучения курса истории психологии // Высшее образование сегодня. № 9. С. 82–83.

Батыршина А.Р., (2010) Использование компьютерных информационных технологий при изучении курса «история психологии» // Образование и наука – производству: Сборник трудов Международной научно-технической и образовательной конференции: в 2 частях, Набережные Челны, 28–31 марта 2010 г. Набережные Челны: Камская государственная инженерно-экономическая академия. С. 12–15.

Баянова Л.Ф., Фатихова Л.Ф., (2015) Интерактивные формы обучения в преподавании истории психологии в вузе // Филология и культура. №2(40). С. 303–307.

Ждан А.Н., (2021) Место истории психологии в современном психологическом образовании // Ананьевские чтения – 2021: Материалы международной научной конференции, Санкт-Петербург, 19–22 октября 2021 г. / Под общ. ред. А.В. Шаболтас. Отв. ред. В.И. Прусаков. СПб.: Скифия-принт. С. 38–39.

Емельяненкова А.В., (2019) История психологии: задания для аналитической, дискуссионной и самостоятельной работы студентов: Учебно-методические рекомендации. Ульяновский государственный университет. Факультет гуманитарных наук и социальных технологий. Кафедра психологии и педагогики. Ульяновск: УлГУ. 20 с.

Завершнева Е.Ю., (2009) Исследование рукописи Л.С. Выготского «Исторический смысл психологического кризиса» // Вопросы психологии. № 6. С.119–137.

Завершнева Е.Ю., Осипов М.Е., (2010) Основные поправки к тексту «Исторический смысл психологического кризиса», опубликованному в 1982 г. в собрании сочинений Л.С. Выготского // Вопросы психологии. № 1. С.92–102.

Зуева Е.Г., (2019) Применение интерактивных технологий обучения в процессе преподавания учебной дисциплины «История психологии» // Мотивация обучающихся в процессе профессиональной подготовки: Материалы международной научно-методической конференции, Белгород, 02–05 апреля 2019 г. Белгород: БУКЭП. С. 199–202.

Кольцова В.А., Олейник Ю.Н., (2016а) Знание истории психологии как условие повышения профессиональной компетентности пенитенциарного психолога // Международный пенитенциарный журнал. № 3. С. 11–15.

Кольцова В.А., Олейник Ю.Н., (2016b) История отечественной экспериментальной психологии в системе профессиональной подготовки психолога // Высшее образование для XXI века. Доклады и материалы, Москва, 08–10 декабря 2016 года / Отв. ред. А.Л. Журавлев. М.: МосГУ. С. 57–61.

Мазилов В.А., Слепко Ю.Н., (2015) Формирование профессиональной компетентности психолога средствами учебного курса «История психологии» // Бюллетень Учебно-методического объединения вузов РФ по психолого-педагогическому образованию. № 1(8). С. 119–126.

Мироненко И.А. (2015) История психологии в структуре современного профессионального психологического образования //Вестник Ленинградского государственного университета им. А.С. Пушкина. Т. 5. № 4. С. 5–11.

Мусийчук М.В. (2005) О некоторых психолого-педагогических основаниях подготовки студентов к углубленному восприятию курса «История психологии» на основе сущностных характеристик юмора // Профессионализм и творчество: Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Магнитогорск: МаГУ. С.135–138.

Мусийчук М.В. (2018а) Художественная форма духовно-нравственного воспитания студентов при изучении курса «история психологии» // Психологические основы духовно-нравственного обновления современного общества: тенденции, реалии, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, Костанай, 12 апреля 2018 г. Костанай: Костанайский государственный университет имени А. Байтурсынова, С. 162–165.

Мусийчук М.В. (2018b) История психологии в мини-сценах, эссе и загадках. Магнитогорск: МГТУ им. Г.И. Носова. [Электронный ресурс] URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01009673030 (дата обращения 10.12.2022).

Оксина И.Ю. (2016) Преподавание курса «история психологии» (из опыта работы) // Непрерывное образование: опыт ПетрГУ. Исследования преподавателей и студентов. Электронный сборник научных статей / Петрозаводск: ПетрГУ. С. 108-112. [Электронный ресурс] URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=29833239&pf=1 (дата обращения 10.12.2022).

Самсонова А.Н. (2014) Методические особенности преподавания истории психологии // Вопросы повышения эффективности профессионального образования в современных условиях. Материалы VI Международной учебно-методической конференции, Чебоксары, 15 октября 2014 г. / Под редакцией А.Ю. Александрова, Е.Л. Николаева. Чебоксары: ЧГУ им. И.Н. Ульянова. С. 228–229.

Стоюхина Н.Ю., (2014) Проблемы преподавания истории психологии советского периода (на примере психотехники) // Ярославский педагогический вестник. Т. 2. № 1. Ярославль: ЯГПУ. С. 271–276.

Стоюхина Н.Ю., Малыйкина П.С. (2020) Использование историко-художественных фильмов как метод преподавания истории психологии в вузе // Человеческий фактор. Социальный психолог. № 2(40). С. 303–320.

Троицкая Е.А. (2019) Интерактивные формы обучения в курсе «история психологии». Учебно-методическое пособие. М.: МГЛУ. 54 с.

Чеснокова А.Г. (2006) История психологии: вопросы методологии и проблемы преподавания // Вестник Московского университета. Сер.14. Психология. № 1. С. 3–10.

Шабанов Л.В., Сугрей Л.А. (2019) История психологии как фактор психологической ошибки в преподавании предмета // Лучшая научно-исследовательская работа 2019: Сборник статей XXII-го Международного научно-исследовательского конкурса. Пенза. 20 октября 2019 г. Пенза. Наука и Просвещение. С. 124–126.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2022.6.1

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


 
Рейтинг@Mail.ru