Научные представления Я.А. Пономарёва о центральном звене психологического механизма поведения и их развитие (к 100-летию со дня рождения учёного)

Татьяна Викторовна Галкина

Аннотация


В статье, посвященной 100-летию со дня рождения выдающегося психолога, глубокого философа и мыслителя, блестящего экспериментатора, талантливого человека Якова Александровича Пономарёва, представлены основные результаты его научного творчества, имеющие общепсихологическое и общенаучное значение. Рассмотрены научные представления Пономарёва о психологическом механизме поведения и его центральном звене – способности действовать «в уме» (СДУ). В своих трудах Пономарёв неоднократно возвращался к рассмотрению и обсуждению понятий «психологический механизм», «центральное звено психологического механизма поведения» и подчеркивал, что их изучение должно опираться на основные принципы системного подхода. В статье показана эволюция содержания и ценность введенного в психологию понятия СДУ. Данная способность является базовой для развития других познавательных способностей. СДУ - это фундаментальная специфическая составляющая человеческой психики, важнейший показатель умственного развития. Пономарёвым разработана специальная методика диагностики уровня развития СДУ, выделено пять этапов развития этой способности и показано, что каждый из них качественно отличается от другого, но при этом пластично с ним связан и плавно переходит в него. Представлены результаты исследований учеников и последователей Пономарёва, свидетельствующие о возможностях экстраполяции научных идей ученого в отношении способности действовать «в уме», как центрального звена психологического механизма поведения, из области психологии творчества в область психологии личности и общей психологии в целом.

Ключевые слова


Я.А. Пономарёв; психологический механизм; центральное звено психологического механизма поведения; психология творчества; методология; взаимодействие; развитие; закон ЭУС; интуиция; логика; внутренний план действий; способность действовать «в уме» (СДУ)

Полный текст:

PDF

Литература


Галкина Т.В. (1986) Психологический механизм решения задач на самооценку. Дис. … канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН.

Галкина Т.В. (2010) Развитие концепции Я.А. Пономарева о центральном звене психологического механизма поведения // Психология интеллекта и творчества: Традиции и инновации. М.: Институт психологии РАН. С. 22–34.

Галкина Т.В. (2011) Самооценка как процесс решения задач: системный подход. М.: Институт психологии РАН.

Галкина Т.В., Алексеева Л.Г. (1991) Диагностика и развитие креативности // Развитие и диагностика способностей / Отв. ред. В.Н. Дружинин, В.Д. Шадриков. М.: Наука. С. 170–178.

Галкина Т. В., Журавлёв А.Л. (2016a) Развитие научного творчества Я.А. Пономарёва // Психологический журнал. Т. 37. № 1. С. 16–25.

Галкина Т.В., Журавлёв А.Л. (2016b) К вопросу о психологическом механизме творчества и поведения: анализ и развитие концепции Я.А. Пономарёва // Человеческий фактор: проблемы психологии и эргономики. № 1 (77). C. 21–26.

Галкина Т.В., Журавлёв А.Л. (2018) Проблема типов психологического знания в трудах Я.А. Пономарева // Психологическое знание: Современное состояние и перспективы развития. М.: Институт психологии РАН. С. 246–274.

Галкина Т.В., Журавлёв А.Л. (2019) Основные научные идеи Я.А. Пономарёва в области теории и методологии психологии // Ярославский педагогический вестник. №2. (107). С. 73–81.

Галкина Т.В., Журавлёв А.Л. (2020) Вклад Я.А. Пономарёва в развитие методологических и теоретических вопросов психологической науки (к 100-летию со дня рождения) // Психологический журнал. Т. 41. № 6. С. 5–13.

Журавлёв А.Л., Галкина Т.В. (2010) Основные вехи жизненного пути и научного творчества Я.А. Пономарёва // Я.А. Пономарёв. «Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. М.: ООО «ТИД. “Арис”». С. 6–54.

Журавлёв А.Л., Галкина Т.В. (2016) Философско-психологическая система научных представлений Я.А. Пономарёва: истоки, основные положения, перспективы // История отечественной и мировой психологической мысли: судьбы ученых, динамика идей, содержание концепций. М.: Институт психологии РАН. С. 264–279.

Кононенко М.А. (1997) Экспериментальное исследование способности действовать «в уме» у юных пианистов // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН. С. 115–124.

Кононенко М.А. (2004) Соотношение общих и специальных компонентов одаренности в музыкально-исполнительской деятельности. Дис…канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН.

Ломов Б.Ф. (1984) Методологические и теоретические проблемы психологии. М.: Наука.

Пастернак Н.А. (2001) Способность действовать «в уме» как механизм произвольной регуляции поведения личности. Дис. … канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН.

Пономарёв Я.А. (1957) К вопросу о психологических механизмах взаимоотношения чувственного и логического познания // Доклады АПН РСФСР. № 4. С. 67–73.

Пономарёв Я.А. (1959) О взаимодействии и развитии (в связи с исследованием взаимодействия познающего субъекта с познаваемым объектом) // Доклады АПН РСФСР. № 1. С. 73–77.

Пономарёв Я.А. (1960) Психология творческого мышления. М.: Изд-во Академии педагогических наук РСФСР.

Пономарёв Я.А. (1967) Знания, мышление и умственное развитие. М.: Педагогика.

Пономарёв Я.А. (1976a) Психология творчества. М.: Наука.

Пономарёв Я.А. (1976b). Психология творчества и педагогика. М.: Педагогика.

Пономарёв Я.А. (1983) Методологическое введение в психологию. М.: Наука.

Пономарёв Я.А. (2006) Перспективы развития психологии творчества // Психология творчества: школа Я.А. Пономарева. М.: Изд-во «Институт психологии РАН». С. 145–283.

Пономарёв Я.А. (2010) Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии. М.: ООО «ТИД “Арис”».

Пономарёв Я.А., Галкина Т.В., Кононенко М.А. (1997) Музыкальная одаренность: исследование общих компонентов // Когнитивное обучение: современное состояние и перспективы. М.: Институт психологии РАН. С. 95–114.

Пономарёв Я.А., Пастернак Н.А. (1995) Влияние способности действовать «в уме» на данные психологического тестирования // Психологический журнал. Т. 16. № 6. С. 43–54.

Хайкина М.В. (1998) Взаимосвязь между уровнем развития способности действовать «в уме» (СДУ) и особенностями развития речи и двигательных навыков: Дисс. … канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН.

Хуснутдинова Л.Г. (1993) Исследование речемыслительной креативности личности: Дисс. … канд. психол. наук. М.: Институт психологии РАН.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/trudy.2020.5.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


 
Рейтинг@Mail.ru