Концепция этоса технонауки Б. Г. Юдина и проблема технонаучной нормативности
Аннотация
В настоящей статье технонаука рассматривается в предложенной Б. Г. Юдиным оптике в качестве консолидированного положительными обратными связями контура, включающего лабораторию, бизнес, общество и медиа. Под технонаучной нормативностью понимается совокупность способов взаимного приписывания обязательств и ответственности между участниками контура технонауки. Данные коммуникативные процессы служат одним из основных предметов рассмотрения в современной аналитической философии. При этом моделирование процессов приписывания обязательств в контуре технонауки требует расширения и дополнения предложенных аналитическими философами концепций рациональности и «дискурсивной игры» (Р. Брэндом). Также показано, что для концептуализации общественной поддержки технонаучных инициатив недостаточно представлений о потребительском выборе в рамках свободного рынка. Последние должны быть дополнены концептом ценностно-ориентированного потребительского поведения, понимаемого как финансовое и нефинансовое общественное инвестирование.
Одним из феноменов, наиболее важных для реконструкции технонаучной нормативности, является готовность социальных групп, составляющих элементы контура технонауки, к тому, что обещания представителей лаборатории и бизнеса, сформулированные на старте определенного проекта, не будут выполнены. При этом речь не только о готовности разделить бремя рисков венчурных инициатив, но о способности каждого агента технонаучного контура к локализации целей и обязательств на каждом конкретном этапе его развития.
Социальное поведение — готовность сообществ инвестировать в развитие контура технонауки — выступает и причиной, и результатом приписывания высказыванию о будущем роли обещания. Для того чтобы отличить обещание (как приписывание обязательств) от простой формулировки ожидаемого образа будущего, необходимо двояким образом оценить контекст высказывания. Во-первых, определить закончен ли стартовый, венчурный этап реализации проекта, в рамках которого артикулируются обещания. Во-вторых, определить, насколько они конкретны и обращены к конкретной социальной группе.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Каплан, Б. (2012) Миф о рациональном избирателе / пер. с англ. Д. Горабтенко. М. : ИРИСЭН. 368 c.
Крипке, С. А. (2005) Витгенштейн о правилах и индивидуальном языке. Томск : Издательство Томского университета. 152 с.
Мур, Дж. (2012) Преодоление пропасти. Как вывести технологический продукт на массовый рынок. М. : Манн ; Иванов и Фербер. 336 с.
Страховская, О. (2017) Конец «пацанской культуры» Как Uber пытается справиться c имиджевым кризисом [Электронный ресурс] // Meduza. URL: https://meduza.io/feature/2017/06/15/konets-patsanskoy-kultury (дата обращения 22.02.2018).
Талер, Р., Санстейн, К. (2017) Nudge. Архитектура выбора / пер. с англ. Е. Петровой. М. : Манн, Иванов и Фербер. 240 с.
Тополь, Э. (2016) Будущее медицины. Ваше здоровье в ваших руках. М. : Альпина нон-фикшн. 492 с.
Юдин, Б. Г. (2010a) Наука в обществе знаний // Вопросы философии. № 8. С. 45–57.
Юдин, Б. Г. (2010b) Об этосе технонауки // Философские науки. № 12. С. 58–66.
Юдин, Б. Г. (2012) Человек как объект преобразования и познания // Наука и инновации. № 7 (113). С. 9–12.
Юдин, Б. Г. (2016a) Технонаука и «улучшение» человека // Epistemology & Philosophy of Science/Эпистемология и философия науки. Т. XLVIII. № 2. С. 18–27.
Юдин, Б. Г. (2016b) Человек как объект, потребитель и мишень технонауки [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 5 (сентябрь — октябрь). С. 5–22. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2016/5/Yudin_Human-Being-Technoscience/ (дата обращения: 09.07.2018).
Brandom R. (1998) Making it explicit. Reasoning, Representing, and Discursive Commitment. Cambridge: Harvard university press. 768 pp. P. 262.
Fuller S. (2009). The sociology of intellectual life: the career of the mind in and around the academy. Los Angeles ; London: SAGE. 192 p.
Levina, M. (2010) Googling Your Genes: Personal Genomics and the Discourse of Citizen Bioscience in the Network Age // Journal of Science Communication. № 9. P. 1–8.
Searle J. (2001) Rationality in Action. Cambridge ; MIT Press. 303 p.
Tutton R. (2014) Genomics and the Reimagining of Personalized Medicine. Surrey : Ashgate. 214 p.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.4.6
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/