Оценка качества реализации образовательной деятельности как воплощение постулатов философии качества

Ирина Ивановна Корягина, Мария Викторовна Жуколина

Аннотация


В статье представлен анализ понятия «качество» в истории и современности, анализ подходов к проведению оценки качества образовательной деятельности в высшем учебном заведении и выработка интегральной концепции оценки качества. Методология исследования включает в себя анализ и синтез эмпирического опыта, методы включенного наблюдения и обработки накопленных данных.

Сделан обзор становления понятия «качество» в истории философии, определены ключевые значения и эволюция смыслового наполнения. Определены проблемные поля в оценке качества, исходя из его философского понимания: несводимость качества к количественным характеристикам, представление о качестве как о постоянно улучшающейся величине, системность и многомерность качества. На пути оценки качества в образовательной сфере выделены уровни управления качеством образовательной деятельности от уровня высшего руководства, через уровни учебно-методического управления, факультетов и кафедр к базовым уровням преподавателя и студентов. На уровне высшего руководства представлены существующие практики по оценке качества образовательной деятельности со стороны органов государственной власти и независимой оценки качества, проанализирована возможность распространения данных методик на другие уровни образовательной деятельности.

Систематизированы применяемые на каждом уровне механизмы оценки качества образовательной деятельности и показана возможность их интеграции для получения максимально объективной оценки с учетом требований всех заинтересованных сторон.

Раскрыта результативность применяемых механизмов оценки качества образовательной деятельности и представлена возможность их интеграции в рамках системы менеджмента качества высшего учебного заведения.


Ключевые слова


качество; философия качества; управление качеством; оценка качества; уровни оценки; образовательная деятельность; структура образовательной деятельности

Полный текст:

PDF

Литература


Об образовании в Российской Федерации : федер. закон Рос. Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ; принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21 дек. 2012 г.; одобр. Советом Федерации Федер. Собр. Рос. Федерации 26 дек. 2012 г. (2012) [Электронный ресурс] // Российская газета : [офиц. сайт]. URL: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (дата обращения: 31.08.2017).

Аристотель (2016) Категории. М. : Ленанд. 80 с.

Борзов, Е. В., Корягина, И. И., Вотякова, О. И., Курылёва, Н. В. (2016) Управление качеством образования на основе мониторинговых исследований // Образование и наука. № 6. С. 42–61.

Борзов, Е. В., Корягина, И. И., Жуколина, М. В. (2016) Оценка качества реализации образовательной деятельности сквозь призму философского понимания качества // Новые технологии оценки качества образования : сб. материалов XI Форума экспертов в сфере профессионального образования / под общ. ред. Г. Н. Мотовой. М. : Гильдия экспертов в сфере профессионального образования. 331 с. С. 193–199.

Васильева, Е. Ю. (2005) Оценка деятельности преподавателей в российских и зарубежных вузах. Архангельск : Северный государственный медицинский университет. 165 с.

Гегель, Г. В. Ф. (2007) Наука логики. М. : Наука. 802 с.

Деминг, Э. (2007) Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами. М. : Альпина Бизнес Букс. 370 с.

Информационно-аналитические материалы по результатам проведения мониторинга эффективности деятельности образовательных организаций высшего образования [Электронный ресурс] // Главный информационно-вычислительный центр, Министерство образования и науки. URL: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (дата обращения: 31.08.2017).

Кант, И. (2015) Критика чистого разума. М. : Академический проект. 568 с.

Кант, И. (2008) Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в смысле науки. М. : Академический проект. 176 с.

Локк, Дж. (1985) Опыт о человеческом разумении // Локк, Дж. Сочинения : в 3 т. / под ред. И. С. Нарского. М. : Мысль. Т. 1. 623 с.

Методические рекомендации по проведению независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность Минобрнауки РФ, от 1 апреля 2015 г. (2015) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. 12 апреля. URL: Минобрнауки.рф/документы/5474 (дата обращения: 31.08.2017).

Методические рекомендации по расчету показателей независимой оценки качества образовательной деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность Минобрнауки РФ, от 15 сентября 2016 г. (2016) [Электронный ресурс] // Министерство образования и науки Российской Федерации. 15 сентября. URL: минобрнауки.рф/документы/8787 (дата обращения: 31.08.2017).

Фейгенбаум А. (1986) Контроль качества продукции. М. : Экономика. 472 с.

Deming, W. E. (2000) Out of the crisis. Cambridge, MA: ed. MIT Press. 522 p.

Feigenbaum, A. V., Feigenbaum, D. S. (2009) The power of management innovation : 24 keys for sustaining and accelerating business growth and profitability. New York : McGraw-Hill. 120 p.

REFERENCES

Ob obrazovanii v Rossiiskoi Federatsii : feder. zakon Ros. Federatsii ot 29.12.2012 № 273-FZ; priniat Gos. Dumoi Feder. Sobr. Ros. Federatsii 21.12.2012; odobr. Sovetom Federatsii Feder. Sobr. Ros. Federatsii 26.12.2012. Rossiiskaia gazeta [online] Available at: https://rg.ru/2012/12/30/obrazovanie-dok.html (accessed 31.08.2017) (In Russ.).

Aristotel' (2016) Kategorii. Moscow, Lenand Publ. 80 p. (In Russ.).

Borzov, E. V., Koriagina, I. I., Votiakova, O. I. and Kuryleva, N. V. (2016) Upravlenie kachestvom obrazovaniia na osnove monitoringovykh issledovanii. Obrazovanie i nauka, no. 6, pp. 42–61. (In Russ.).

Borzov, E. V., Koriagina, I. I. and Zhukolina, M. V. (2016) Otsenka kachestva realizatsii obrazovatel'noi deiatel'nosti skvoz' prizmu filosofskogo ponimaniia kachestva. Novye tekhnologii otsenki kachestva obrazovaniia : sbornik materialov XI Foruma ekspertov v sfere professional'nogo obrazovaniia / ed. by G. N. Motova. Moscow, Gil'diia ekspertov v sfere professional'nogo obrazovaniia. 331 р. Pp. 193–199. (In Russ.).

Vasil'eva, E. Iu. (2005) Otsenka deiatel'nosti prepodavatelei v rossiiskikh i zarubezhnykh vuzakh. Arkhangel'sk, Severnyi gosudarstvennyi meditsinskii universitet. 165 p. (In Russ.).

Hegel, G. W. (2007) Nauka logiki. Moscow, Nauka Publ. 802 p. (In Russ.).

Deming, W. E. (2007) Vykhod iz krizisa. Novaia paradigma upravleniia liud'mi, sistemami i protsessami. Moscow, Al'pina Biznes Buks Publ. 370 p. (In Russ.).

Informatsionno-analiticheskie materialy po rezul'tatam provedeniia monitoringa effektivnosti deiatel'nosti obrazovatel'nykh organizatsii vysshego obrazovaniia. Glavnyi informatsionno-vychislitel'nyi tsentr, Ministerstvo obrazovaniia i nauki [online] Available at: http://indicators.miccedu.ru/monitoring/?m=vpo (accessed 31.08.2017). (In Russ.).

Kant, I. (2015) Kritika chistogo razuma. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. 568 p. (In Russ.).

Kant, I. (2008) Prolegomeny ko vsiakoi budushchei metafizike, mogushchei vozniknut' v smysle nauki. Moscow, Akademicheskii proekt Publ. 176 p. (In Russ.).

Locke, J. (1985) Opyt o chelovecheskom razumenii. In: Locke, J. Sochineniia / Ed. by I. S. Narskii. Moscow, Mysl' Publ. Vol. 1. 623 p.

Metodicheskie rekomendatsii po provedeniiu nezavisimoi otsenki kachestva obrazovatel'noi deiatel'nosti organizatsii, osushchestvliaiushchikh obrazovatel'nuiu deiatel'nost' Minobrnauki RF ot 1 aprelia 2015 goda. Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [online] Available at: minobrnauki.rf/dokumenty/5474 (accessed 31.08.2017). (In Russ.).

Metodicheskie rekomendatsii po raschetu pokazatelei nezavisimoi otsenki kachestva obrazovatel'noi deiatel'nosti organizatsii, osushchestvliaiushchikh obrazovatel'nuiu deiatel'nost' Minobrnauki RF ot 15 sentiabria 2016 goda. Ministerstvo obrazovaniia i nauki Rossiiskoi Federatsii [online] Available at: minobrnauki.rf/dokumenty/8787 (accessed 31.08.2017). (In Russ.).

Feigenbaum, A. (1986) Kontrol' kachestva produktsii. Moscow, Ekonomika Publ. 472 p.

Deming, W. E. (2000) Out of the crisis. Cambridge, MA, MIT Press. 522 p.

Feigenbaum, A. V. and Feigenbaum, D. S. (2009) The power of management innovation : 24 keys for sustaining and accelerating business growth and profitability. New York, McGraw-Hill. 120 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.4.5

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru