Организация научно-исследовательской работы студентов-политологов (методические рекомендации)

Елена Георгиевна Пономарева

Аннотация


Исследовательская работа является одной из фундаментальных основ вузовского преподавания. Современный университет действует как учебно-научно-практический комплекс, соединяя и гармонизируя учебную (передача знаний), научную (систематизация и выработка новых знаний) и практическую (применение знаний) функции. Подвигнуть студента к открытию новых вершин в своей профессии, научить его оптимально и организационно верно выстраивать исследовательскую работу и тем самым не только подготовить нужного стране и обществу специалиста, но и воспитать гармоничную личность — задача преподавателя.

Исследовательская работа в широком смысле есть система мероприятий, приобщающая к творческой деятельности, способствующая развитию профессиональных навыков и формирующая высокий уровень интеллектуальной, эмоциональной и социальной среды. Конкретные формы исследовательской работы можно разделить на два неравных блока. Первый — исследовательская работа, встроенная в учебный процесс (семинар, доклад, реферат и т. д.). Второй — внеучебная активность (олимпиады, конкурсы, работа в студенческих клубах и т. д.). В узком понимании исследовательский процесс — деятельность, предполагающая построение и доказательство гипотез, формирование новых подходов и концепций.

Принципиальным отличием научного исследования от всех иных видов и форм исследовательской деятельности видится его способность и даже обязанность проникать глубже поверхностного понимания явлений, что невозможно без увлеченности предметом анализа, без воображения. Поэтому ответ на вопрос «С чего должна начинаться любая исследовательская работа, и научное исследование в частности?» — очевиден. Она должна начинаться с интереса, с увлеченности, с желания узнать неизведанное, проникнуть в скрытые, глубинные и даже тайные причины общественных явлений. Выявить и развить этот интерес у студента способен только увлеченный педагог.

Статья содержит методические рекомендации по организации научно-исследовательской работы студентов-политологов. Акцент сделан на раскрытии проблемных зон (формулировка гипотезы, выявление объекта, предмета, выбор понятий и др.) написания научного исследования, будь то курсовая, диплом или магистерская работа. 


Ключевые слова


исследовательская работа; научное исследование; научная проблема; объект и предмет; исследовательский вопрос; гипотеза; программа научно-исследовательской работы; «бритва Оккама»

Полный текст:

PDF

Литература


Багаев, А. В. (2016) Презумпция лжи. М. : Товарищество научных изданий КМК. 344 c.

Гегель, Г. В. Ф. (2000) Философия истории. СПб. : Наука. 480 с.

Гельвеций, К. (1938) Об уме. М. : Соцэкгиз. 396 с.

Гидденс, Э. (1999) Социология. М. : Эдиториал УРСС. 704 с.

Изард, К. Э. (2007) Психология эмоций. СПб. : Питер. 464 с.

Ленин, В. И. (1969) Конспект «Науки логики» // Ленин, В. И. Полн. собр. соч. : в 55 т. М. : Изд-во полит. лит. Т. 29. С. 77–128.

Леонтьев, А. Н. (1975) Деятельность. Сознание. Личность. М. : Политиздат. 304 с.

Малинова, О. Ю., Мелешкина, Е. Ю. (2014) Методика научно-исследовательской работы. М. : МГИМО-Университет. 124 с.

Новиков, А. М., Новиков, Д. А. (2013) Методология. Словарь системы основных понятий. М. : Либроком. 208 с.

Пономарева, Е. Г., Рудов, Г. А. (2016) «Принцип домино»: мировая политика на рубеже веков. М. : Канон+. 312 с.

Философский словарь (1983). М. : Советская энциклопедия. 840 с.

Цыганков, А. П. (1995) Современные политические режимы: структура, типология, динамика. М. : Интерпракс. 296 с

Carroll, R. T. Occam's razor [Электронный ресурс] // The Skeptic’s Dictionary, by R. T. Carroll. URL: http://skepdic.com/occam.html (дата обращения: 12.08.2017).

REFERENCES

Bagaev, A. V. (2016) Prezumptsiia lzhi. Moscow, Tovarishchestvo nauchnykh izdanii KMK. 344 p. (In Russ.).

Gegel', G. V. F. (2000) Filosofiia istorii. St. Petersburg, Nauka. 480 p. (In Russ.).

Gel'vetsii, K. (1938) Ob ume. Moscow, Sotsekgiz. 396 p. (In Russ.).

Giddens, E. (1999) Sotsiologiia. Moscow, Editorial URSS. 704 p. (In Russ.).

Izard, K. E. (2007) Psikhologiia emotsii. St. Petersburg, Piter. 464 p. (In Russ.).

Lenin, V. I. (1969) Konspekt «Nauki logiki». In: Lenin, V. I. Poln. sobr. soch. : in 55 vol. Moscow, Izd-vo polit. lit. Vol. 29. Pp. 77–128. (In Russ.).

Leont'ev, A. N. (1975) Deiatel'nost'. Soznanie. Lichnost'. Moscow, Politizdat. 304 p. (In Russ.).

Malinova, O. Iu. and Meleshkina, E. Iu. (2014) Metodika nauchno-issledovatel'skoi raboty. Moscow, MGIMO-Universitet. 124 p. (In Russ.).

Novikov, A. M. and Novikov, D. A. (2013) Metodologiia. Slovar' sistemy osnovnykh poniatii. Moscow, Librokom. 208 p. (In Russ.).

Ponomareva, E. G. and Rudov, G. A. (2016) «Printsip domino»: mirovaia politika na rubezhe vekov. Moscow, Kanon+. 312 p. (In Russ.).

Filosofskii slovar' (1983). Moscow, Sovetskaia entsiklopediia. 840 p. (In Russ.).

Tsygankov, A. P. (1995) Sovremennye politicheskie rezhimy: struktura, tipologiia, dinamika. Moscow, Interpraks. 296 p. (In Russ.).

Carroll, R. T. Occam's razor. The Skeptic’s Dictionary, by R. T. Carroll [online] Available at: http://skepdic.com/occam.html (access date: 12.08.2017). (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.4.19

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru