Нам нужно новое Просвещение

Анна Ростиславовна Кожаринова

Аннотация


В статье рассматривается необходимость реформирования просвещенческой модели трансляции знания, находившейся в основании западной культуры до конца ХХ в., и отмечается невозможность экспортирования идей «старого» проекта Просвещения в современное информационное общество без их приведения в соответствие с новыми социокультурными реалиями. Рассматриваются некоторые направления нового проекта Просвещения.

Важнейшей стратегией автор считает гуманизацию нового просвещенческого проекта и связанные с ней направления: борьба с постмодернистской тенденцией к «инфляции истины», налаживание диалога между экспертными культурами в области науки, морали и искус­ства с повседневной коммуникативной практикой, использование массовой культуры, внесение гуманитарной основы в массовое мышление.

Далее автор отмечает важность решения проблемы кризиса института просветителей и необходимость поиска технологий воспитания универсальных мыслителей междисциплинарного характера, которым предстоит не только возглавить новое Просвещение, но и решить глобальные проблемы современности.

Важнейшей стратегией нового проекта Просвещения может быть преодоление массового интеллектуального инфантилизма путем мотивирования поисковой активности, воспитания способности к критическому восприятию информации и сопротивления привычке перекладывать ответственность за интеллектуальный поиск на поисковые системы.

Обосновывается важность освоения компетенции фильтрации информации, смысловой иерархизации знания, помогающих ликвидировать понимательный хаос. Такие навыки необходимы любому представителю информационного общества, в котором стремительно растущее количество информации приводит к ее «схлопыванию», т. е. принципиальной невозможности ее освоения.

Необходимо также постепенно переориентировать большинство с процесса получения удовлетворения от потребления вещей, что характерно для индустриального общества, на обыкновение получать удовольствие от потребления знаний.

Автор подчеркивает, что на массовую аудиторию можно и нужно распространять практики, наработанные в сфере менеджмента знаний и функционирования так называемых обучающихся сообществ.

В заключении автор акцентирует внимание на процессуальности Просвещения и оценивает перспективы реализации нового проекта.


Ключевые слова


Просвещение; новый проект Просвещения; знание; трансляция; гуманизация; гуманитаризация; диалог; интеллектуальный инфантилизм; понимательный хаос; менеджмент знаний

Полный текст:

PDF

Литература


Адорно, Т., Хоркхаймер, М. (1997) Диалектика Просвещения. М. : СПб. : Медиум ; Ювента. 312 с.

Деннет, Д. (2001) Постмодернизм и истина. Почему нам важно понимать это правильно // Вопросы философии. № 8. С. 93–101.

Кастельс, М. (2004) Галактика Интернет. Екатеринбург: У-Фактория. 328 с.

Костина, А. В. (2006) Массовая культура: аспекты понимания // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 28–35.

Костина, А. В., Кожаринова, А. Р. (2015) Конструктивный социальный потенциал массовой культуры: специфика проявления в информационном обществе. М. : ЛЕНАНД. 256 с.

Сенге, П. (2003) Пятая дисциплина: Искусство и практика самообучающейся организации. М. : Олимп-Бизнес. 384 с.

Слотердайк, П. (2009) Критика цинического разума. Екатеринбург : У-Фактория, М. : ACT Москва. 800 с.

Фуко, М. (2002) Интеллектуалы и власть : Избранные политические статьи, выступления и интервью : пер. с фр. М. : Праксис. Ч. 1. 384 с.

Хабермас, Ю. (2001) Теория коммуникативного действия. СПб. : Наука. 380 с.

Хевеши, М. А. (2001) Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк. М. : ИФ РАН. 223 с.

Черниговская, Т. (2017) Как научить мозг учиться. [Электронный ресурс] // Открытое пространство. 30 мая. URL : http://otkrytoe-prostranstvo.ru/passed-lecture/tatyana-chernigovskaya-kak-nauchit-mozg-uchitsya/ (дата обращения: 08.08.2017).

Юлина, Н. С. (2004) Головоломки проблемы сознания: концепция Дэниела Деннета. М. : Канон+. 544 с.

Pariser, E. (2012) The Filter Bubble. Penguin Books Ltd. 304 р.

REFERENCES

Adorno, T. and Horkheimer, M. (1997) Dialektika Prosveshcheniia. Moscow, St. Petersburg, Medium, Juventa. 312 p. (In Russ.).

Dennett, D. (2001) Postmodernizm i istina. Pochemu nam vazhno ponimat' eto pravil'no. Voprosy filosofii, no. 8, pp. 93–101. (In Russ.).

Castells, M. (2004) Galaktika Internet. Ekaterinburg, U-Faktoriia. 328 p. (In Russ.).

Kostina, A. V. (2006) Massovaia kul'tura: aspekty ponimaniia. Znanie. Ponimanie. Umenie, no. 1, pp. 28–35. (In Russ.).

Kostina, A. V. and Kozharinova, A. R. (2015) Konstruktivnyi sotsial'nyi potentsial massovoi kul'tury: spetsifika proiavleniia v informatsionnom obshchestve. Moscow, LENAND. 256 p. (In Russ.).

Senge, P. (2003) Piataia distsiplina: Iskusstvo i praktika samoobuchaiushcheisia organizatsii. Moscow, Olimp — Biznes. 384 p. (In Russ.).

Sloterdaik, P. (2009) Kritika tsinicheskogo razuma. Ekaterinburg, U-Faktoriia; Moscow, ACT Moscow. 800 p. (In Russ.).

Fuko, M. (2002) Intellektualy i vlast' : Izbrannye politicheskie stat'i, vystupleniia i interv'iu : transl. from Fr. Moscow, Praksis. Vol. 1. 384 p. (In Russ.).

Habermas, Yu. (2001) Teoriia kommunikativnogo deistviia. St. Petersburg, Nauka Publ. 380 p. (In Russ.).

Kheveshi, M. A. (2001) Tolpa, massy, politika: Istoriko-filosofskii ocherk. Moscow, Institute of Philosophy RAS. 223 p. (In Russ.).

Chernigovskaia, T. Kak nauchit' mozg uchit'sia. Otkrytoe prostranstvo [online] Available at: http://otkrytoe-prostranstvo.ru/passed-lecture/tatyana-chernigovskaya-kak-nauchit-mozg-uchitsya/ (access date: 08.08.2017). (In Russ.).

Iulina, N. S. (2004) Golovolomki problemy soznaniia: kontseptsiia Deniela Denneta. Moscow, Canon+. 544 p. (In Russ.).

Pariser, E. (2012) The Filter Bubble. Penguin Books Ltd. 304 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.4.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru