Динамика воспитательной функции высшей школы в России
Аннотация
Cтатья посвящена анализу динамики воспитательной функции высшего образования в условиях социальных преобразований российского общества. Показано, что кардинальные перемены в стране отразились на реализации этой функции как совокупности целенаправленных и координируемых действий высшей школы по созданию условий в интересах развития личности студента. Нестабильность высшей школы сказалась на снижении ее воспитательной функции, на утрате целенаправленности и согласованности воспитательной работы высших учебных заведений, на ее переходе в неуправляемые, стихийные процессы. Автором проанализирована нормативно-правовая база системы высшего образования, представлены актуальные концептуальные разработки по вопросам воспитания молодежи. Описывается опыт воспитательной работы, обосновывается проблема преодоления аномалий в вузах. Охарактеризованы предпринимаемые меры к усилению внимания к вопросам воспитания обучающихся. Показаны позитивные тенденции в динамике воспитательной функции высшей школы.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Амбарова, П. А., Зборовский, Г. Е. (2021) Имитации в высшем образовании как социальная проблема // Высшее образование в России. Т. 30. № 5. С. 88–106.
Бабинцев, В. П., Серкина, Я. И. (2019) Имитации в системе высшего образования России // Инноватика и экспертиза: научные труды. № 2. С. 21–27.
Бауман, З. (2008) Текучая современность / пер. с англ. под ред. Ю. В. Асочакова. СПб. : Питер. 240 с.
Бодрийяр, Ж. (2015) Симулякры и симуляции / пер. с фр. А. Качалова. М. : ПОСТУМ. 240 с.
Джамалудинов, Г. М., Ковалева, А. И., Луков, В. А. (2005) О структуре и динамике функций высшего образования // Научные труды аспирантов и докторантов. Вып. 50. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 59–71.
Дюркгейм Э. (1994) Самоубийство. Социологический этюд : пер. с фр. с сокр. / под. ред. В. А. Базарова. М. : Мысль. 339 с.
Зборовский, Г. Е. Амбарова, П. А. (2021) Аномалии в поведении и взаимодействиях вузовских общностей как проблема зарубежных и отечественных исследований // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Социально-экономические науки. № 3. С. 8–26.
Ильинский, И. М. (1995) Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений : докл. Ком. РФ по делам молодежи / авт. колл.: И. М. Ильинский [и др.] ; Ком. РФ по делам молодежи. М. 256 с.
Ильинский, И. М. (2002) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. 592 с.
Ильинский, И. М. (2006) Образование, Молодежь, Человек (статьи, интервью, выступления). М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 560 с.
Козырев, Е. Н. (2005) Социальные процессы и изменения // Социологические исследования. № 3. С. 112–119.
Ковалева, А. И., Богданова, В. В. (2012) Траектория социализации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 184 с.
Ковалева, А. И. (2013) Профессиональная культура университета как условие повышения качества образования // Знание. Понимание. Умение. №. 1. С. 225–234.
Ковалева, А. И. (2007) Проблемы результативности социализации молодежи в изменяющемся обществе // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 73–77.
Ковалева, А. И. (2017) Социализация и воспитание студенческой молодежи: проблема согласованности процессов // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания : XIV Междунар. науч. конф., МосГУ, 14–16 декабря 2017 г. : докл. и материалы : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. И. М. Ильинского ; науч. ред. Ч. К. Ламажаа. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 597 с. С. 118–124.
Ковалева, А. И. (2020) Особенности социализации молодежи в цифровом обществе // Высшее образование для XXI века: Цифровая трансформация общества: новые возможности и новые вызовы : XVI Междунар. науч. конф., МосГУ, 18–19 ноября 2020 г. : докл. и материалы : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. И. М. Ильинского. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 685 с. С. 151–155.
Луков, Вал. А. (2007) Воспитание и глобализация: Проблемы социологии воспитания. М. : Флинта : Наука. 144 с.
Луков, В. А. (2019) Социокультурные основания субъектности российской молодежи (тезаурусная концепция молодежи) : автореф. дис. … д-ра социол. наук. М. 42 с.
Мертон, Р. (1966) Социальная структура и аномия // Социология преступности : сб. ст. / пер. с англ. А. С. Никифорова и А. М. Яковлева ; под ред. проф. Б. С. Никифорова ; вступ. ст. В. Н. Кудрявцева и Б. С. Никифорова. М. : Прогресс. 368 с. C. 299–313.
Гохберг, Л. М., Озерова, О. К. , Саутина, Е. В., Шугаль, Н. Б. (2020) Образование в цифрах: 2020: краткий стат. сб. М. : НИУ ВШЭ. 120 с.
Плотникова, Е. Б. (2010) Воспитывающее обучение. М. : Изд. центр «Академия». 176 с.
Радищев, А. Н. (1938) Беседа о том, что есть сын отечества // Полн. собр. соч. / под ред. Г. А. Гуковского, В. А. Десницкого. М. ; Л. : Изд-во Академии наук СССР, 1938–1952. Т. 1. XIX, 501 с. С. 213–223.
Селиверстова, Н. А. (2020b) Имитация образовательных практик в сфере высшего образования // Социологические исследования. № 3. С. 71–77.
Селиверстова, Н.А. (2020а) Практики саморегуляции молодежи в высшей школе // Зубок, Ю. А., Безрукова, О. Н., Вишневский, Ю. Р. и др. Саморегуляция жизнедеятельности молодежи : методология и социальные практики / науч. ред. Ю. А. Зубок. Белгород : ООО «Эпицентр». 500 с. С. 198–216.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.4.3
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/