Изучение искусства как образовательный сценарий XXI века

Анна Ростиславовна Кожаринова

Аннотация


В статье анализируются новые образовательные сценарии, связанные с фундаментальными изменениями культуры в XXI в. Открытия в биоинженерии могут привести к тому, что человек впервые в своей истории столкнется с изменениями своей телесности, что создаст платформу для актуализации главного онтологического вопроса: «Кто я и какова моя природа?» Это приведет к обострению проблемы идентичности, причем человека будущего. Трагический разрыв человека со своим субстанциональным образом неизбежно породит стремление к партиципации, понимаемой автором как восстановление собственной экзистенциальной самотождественности.

Поиск путей партиципации инструментально основан на типологии культур А. Моля, который выделял рациональную, системную «гуманитарную» культуру и «мозаичную» культуру — поверхностную и случайно выстроенную. Для носителя гуманитарной культуры базисной являлась способность смотреть на мир «синтетически», т. е. видеть объекты и явления целиком. Практики работы с информацией представителя мозаичной культуры стали преимущественно аналитическими, что усугубляет отчуждение человека от самого себя.

В отличие от «индустриального» образования, нацеленного на формирование научной картины мира, образование XXI в. должно быть дополнено изучением искусства, которое инициирует творческую работу с целостными, гармоничными образами и восстанавливает необходимое представителю мозаичной культуры синтетическое видение мира.  Автор делает вывод, что изучение искусства сможет помочь человеку, попадающему в точку психологической и экзистенциальной бифуркации, сохранить свой субстанциональный образ.


Ключевые слова


искусство; субстанциональный образ человека; идентичность; партиципация

Полный текст:

PDF

Литература


Леонтьев, Д. А. (2007) Восхождение к экзистенциальному миропониманию // Третья Всероссийская научно практическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д. А. Леонтьева. М. : Смысл. 188 с. С. 3–12.

Моль, А. (2008) Социодинамика культуры. М. : ЛКИ. 416 с.

Самохвалова, В. И. (1998) О метафизическом смысле гармонии [Электронный ресурс] // Культурно-просветительский журнал «Дельфис». № 16 (3). URL: http://www.delphis.ru/journal/article/o-metafizicheskom-smysle-garmonii (дата обращения: 10.10.2018).

Степин, В. С. (2000) Теоретическое знание. М. : Прогресс-Традиция. 744 с.

Чикесентмихайи, М. (2017) Креативность: Психология открытий и изобретений. М. : Карьера Пресс. 528 с.

Шестаков, В. П. (1983) Эстетические категории. М. : Искусство. 358 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.1.16

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru