Шекспир в кино: национальное и глобальное

Борис Николаевич Гайдин

Аннотация


В статье рассматривается специфика влияния творчества У. Шекспира на современный кинематограф на примере двух художественных фильмов («Мой личный штат Айдахо» Гаса Ван Сента и «Изображая жертву» К. С. Серебренникова). Автор затрагивает проблему определения понятия «мировое кино» и анализирует характер соединения национального и глобального в «шекспировском кино». Отмечается, что шекспировское наследие может проявляться в кинематографе не только в диалоге режиссера с Шекспиром, но и в полилоге с другими режиссерами, писателями, исследователями, деятелями культуры и искусства, которые внесли свой вклад в национальные традиции рецепции сочинений британского драматурга и поэта. Различные отсылки к Шекспиру, по мнению автора, могут использоваться для подчеркивания наднационального характера проблематики, затрагиваемой режиссерами в своих кинокартинах.


Ключевые слова


У. Шекспир; шекспиросфера; Шекспир в современном кино; современный кинематограф; мировое кино; «Мой личный штат Айдахо»; Гас Ван Сент; «Изображая жертву»; К. С. Серебренников

Полный текст:

PDF

Литература


Братья Пресняковы. (2005) Изображая жертву (PlayingtheVictim) // Братья Пресняковы. The best : пьесы. М. : Эксмо. 352 с. С. 11–82.

Братья Пресняковы. Изображая жертву (PlayingtheVictim) (пьеса) [Электронный ресурс] // ModernLib.Ru. URL: http://modernlib.ru/books/presnyakov_vladimir/izobrazhaya_zhertvu_pesa/read [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.10.2017).

Виппер, Ю. Б. (1983) Вступительные замечания // История всемирной литературы : в 9 томах / АН СССР; Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. М. : Наука. Т. 1. С. 5–12.

Гайдин, Б. Н. (2008) «Анти-Гамлет» у И. С. Тургенева и Т. Стоппарда // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 231–235.

Гайдин, Б. Н. (2011) «Анти-Гамлет» Т. Стоппарда // Шекспировские чтения 2006 / Науч. совет «История мировой культуры» РАН ; [гл. ред. А. В. Бартошевич]; [отв. ред., сост. И. С. Приходько]. М. : Наука. С. 209–216.

Гайдин, Б. Н. (2013) Образ Гамлета на отечественном экране второй половины XX — начала XXI века // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 170–182.

Гайдин, Б. Н. (2014) Шекспир в современной популярной музыке [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 5 (сентябрь — октябрь). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2014/5/Gaydin_Shakespeare-Contemporary-Music/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.10.2017).

Гайдин, Б. Н. (2014) Шекспиризация в современном кинематографе // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 10. С. 44–71.

Журнал «Интервью», ноябрь 1991 / Р. Феникс, К. Ривз, П. Пауэл (корр.), Дж. Сайкс (корр.) [Электронный ресурс] // Русский сайт Ривера Феникса. URL: http://www.river-phoenix.narod.ru/publications/interviews/interview_11_1991_ru.htm [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.10.2017).

Иванова, Л. А. (2015) Понятие «мировая литература» в сравнительном литературоведении Германии // Вестник Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. № 4–1 (87). С. 61–64.

Корецкий, В. (2007) Поле брани [Электронный ресурс] // Сеанс. 3 марта. URL: http://seance.ru/blog/pole-brani/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.10.2017).

Луков, Вл. А. (2007) Всемирная литература // Новая Российская Энциклопедия : в 12 т. / редкол.: А. Д. Некипелов, В. И. Данилов-Данильян и др. Т. 4 (1): Винчестер — Гамбург. М. : ООО «Изд-во “Энциклопедия”» ; ИД «Инфра-М». 480 с. С. 268–269.

Луков, Вл. А. (2008) Мировая литература в контексте культуры: новые подходы к исследованию // Вестник Вятского государственного университета. № 1. С. 64–69.

Луков, Вл. А. (2009) Всемирная литература [Электронный ресурс] // Электронная энциклопедия «Мир Шекспира». URL: http://world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3683.html [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 9.10.2017).

Луков, Вл. А. (2014) Концепция тезаурусных сфер // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 307–326.

Малов-кино. (2012) Здравствуй, мальчик-раздолбай! [Электронный ресурс] // КиноПоиск. 7 сентября. URL: http://kinopoisk.ru/user/2153925/comment/1607990/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 6.10.2017).

Манн, Ю. В. (1967) «Лишний человек» // Краткая литературная энциклопедия / гл. ред. А. А. Сурков. М. : Советская энциклопедия. Т. 4: Лакшин — Мураново. 1024 стб. Стб. 400–402.

Неупокоева, И. Г. (1978) Всемирная литература // Краткая литературная энциклопедия. М. : Советская энциклопедия. Т. 9: Аббасзадэ — Яхутль. Стб. 201–210.

Свалов, А. Н. (2015) О тезаурусных сферах. К развитию концепции [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 6 (ноябрь — декабрь). С. 5–14. URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2015/6/Svalov_Thesaurus Spheres/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 10.10.2017).

Свалов, А. Н. (2016) Тезаурусные сферы: новые подходы // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 157–163. DOI: 10.17805/zpu.2016.3.13

«Сеансу» отвечают… Изображая жертву. (2006) [Электронный ресурс] // Сеанс. № 29–30. URL: http://seance.ru/n/29-30/filmyi/izobrazhaya-zhertvu-2/izobrazhaya-zhertvu-3/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.10.2017).

Серебренников, К. С. (2005) Про родственников // Братья Пресняковы. The best : пьесы. М. : Эксмо. 352 с. С. 5–10.

Черепенникова, М. С. (2010) К 260-летнему юбилею со дня рождения И.-В. Гёте (1749–1832). Роль Гёте во всемирной литературе // Филология и человек. № 2. С. 99–104.

Шекспир, В. (1937) Король Генрих IV. Часть вторая / пер. Вл. Э. Морица, М. А. Кузмина // Шекспир В. Полн. собр. соч. : в 8 т. / под ред. А. А. Смирнова. М. ; Л. : Academia. Т. 3. 681 с. С. 367–512.

Шекспир, У. (1959) Генрих IV. Часть вторая / пер. Е. Н. Бируковой // Шекспир У. Полн. собр. соч. : в 8 т. М. : Искусство. Т. 4. 650 с. С. 119–247.

Шекспир, У. (2002) Генрих IV / пер. П. А. Каншина. СПб. : Кристалл. 283, [2] с.

Allen, J. (2012) TIFF 2012: 10 Movies that Got at Little Help from the Festival [Электронный ресурс] // Macleans.ca. September 5. URL: http://www.macleans.ca/culture/movies/tiff-2012-10-movies-that-got-at-little-help-from-the-festival/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 10.10.2017).

Annuario del cinema italiano & audiovisivi. (2010) Rome : Centro studi di cultura, promozione e diffusione del cinema.

Arthur, P., Liebler, N. C. (1998) Kings of the Road: My Own Private Idaho and the Traversal of Welles, Shakespeare, and Liminality // Post Script: Essays in Film and the Humanities. Vol. 17. No. 2. P. 26–38.

Barnaby, A. (2004) Imitation as Originality in Gus van Sant’s My Own Private Idaho // Almost Shakespeare: Reinventing His Works for Cinema and Television / ed. by J. R. Keller, L. Stratyner. Jefferson, NC ; London : McFarland & Co. vi, 197 p. P. 22–41.

Beard, Ch. To Thine Ownself Be Excellent[Электронный ресурс] // Canadian Adaptations of Shakespeare Project. University of Guelph. URL: http://www.canadianshakespeares.ca/essays/reeves.cfm [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.10.2017).

Bohlman, Ph. V. (2002) World Music: A Very Short Introduction. Oxford : Oxford University Press. xvi, 177 p.

Burnett, M. (2007) Filming Shakespeare in the Global Marketplace. Basingstoke ; New York : Palgrave Macmillan. xi, 227 p.

Damrosch, D. (2003) What Is World Literature? Princeton, NJ : Princeton University Press. xiii, 324 p.

Debating World Literature (2004) / ed. by Ch. Prendergast. London ; New York : Verso. xiii, 353 p.

Dobson, M. (1992) The Making of the National Poet: Shakespeare, Adaptation and Authorship, 1660–1769. Oxford : Clarendon Press. viii, 266 p.

Dudley, A. (2004) An Atlas of World Cinema // The Journal of Cinema and Media. Vol. 45. No. 2. P. 9–23.

Dudley, A. (2006) An Atlas of World Cinema // Remapping World Cinema: Identity, Culture and Politics in Film / ed. by S. Dennison, Song Hwee Lim. London : Wallflower Press. xi, 203 p. P. 19–29.

Ebert, R. (1991) My Own Private Idaho // Chicago Sun-Times. October 18. URL: http://www.rogerebert.com/reviews/my-own-private-idaho-1991 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.10.2017).

Egoyan, A., Balfour, I. (2004) Introduction // Subtitles: On the Foreignness of Film / ed. by A. Egoyan, I. Balfour. Cambridge, MA ; London : MIT Press. 532 p. P. 3–12.

Follows, S. (2014) How Many Movies Based on Shakespeare Plays Are There? [Электронный ресурс] // Stephen Follows — Film Industry Data and Education. April 14. URL: https://stephenfollows.com/movies-based-on-shakespeare-plays/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 6.10.2017).

Global Shakespeare (2012) / ed. by J. M. González, R. Wilson, C. Bellis. Alicante : Universidad de Alicante. 418 p. (Alicante Journal of English Studies / Revista Alicantina de Estudios Ingleses, no. 25).

Guinness World Records 2017. (2016) London : Guinness World Records Limited. 255 p. P. 176.

Gus Van Sant: Swimming against the Current : An Interview (1993) / G. Fuller (corr.), G. Van Sant // Van Sant G. Even Cowgirls Get the Blues ; My Own Private Idaho. London : Faber & Faber. lv, 199 p. P. vii–liii.

Harrison, K. (2017) Shakespeare, Bakhtin, and Film: A Dialogic Lens. Cham : Palgrave Macmillan. 267 p.

Hill, J. (2000) General Introduction // World Cinema: Critical Approaches / ed. by J. Hill, P. Ch. Gibson ; consultant editors: R. Dyer, E. Ann Kaplan, P. Willemen. Oxford ; New York : Oxford University Press. xv, 234 p. P. xiv–xv.

Howlett, K. M. (2000) Utopian Revisioning of Falstaff’s Tavern World: Orson Welles’s Chimes at Midnight and Gus Van Sant’s My Own Private Idaho // Framing Shakespeare on Film. Athens : Ohio University Press. xvii, 255 p. P. 149–177.

Howlett, K. M. (2002) Utopian Revisioning of Falstaff’s Tavern World: Orson Welles’s Chimes at Midnight and Gus Van Sant’s My Own Private Idaho // The Reel Shakespeare: Alternative Cinema and Theory / ed. by L. S. Starks, C. Lehmann. Madison, NJ ; Teaneck : Fairleigh Dickinson University Press ; London : Associated University Presses. 298 p. P. 165–188.

Huang, A. (2013) Global Shakespeares as Methodology // Shakespeare: Journal of the British Shakespeare Association. Vol. 9. Issue 3. P. 273–290.

Lopes, D. (2010) Global Cinema, World Cinema // E-compós. Vol. 13. No. 2. P. 1–16.

Lynch, K. (2014) William Shakespeare Turns 450 — Ten Startling Great Bard-Themed World Records [Электронный ресурс] // Guinness World Records. April 23. URL: http://www.guinnessworldrecords.com/news/2014/4/william-shakespeare-turns-450-ten-startling-great-bard-themed-world-records-56900/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 6.10.2017).

Lyons, D. (1994) Independent Visions: A Critical Introduction to Recent Independent American Film. New York : Ballantine Books. xiv, 337 p.

Macbeth (1898) [Электронный ресурс] // IMDb. URL: http://www.imdb.com/title/tt2398191/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 6.10.2017).

Moretti, F. (2000) Conjectures on World Literature // New Left Review. No. 1. P. 54–68.

Moretti, F. (2003) More Conjectures // New Left Review. No. 20. P. 73–81.

Most Excellent Prince (1995) // The Sunday Times. January 22.

Most Excellent Prince [Электронный ресурс] // Whoa Is (Not) Me. Defending Keanu Reeves. URL: http://www.whoaisnotme.net/articles/1995_0122_mos.htm [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.10.2017).

Murray, K. (2013) Shakespeare and World Cinema: A Critical Overview // Literature Compass. Vol. 10. Issue 4. P. 369–382.

My Own Private Idaho (2011) / R. Phoenix, K. Reeves P. Powell (corr.), G. Sikes (corr.) [Электронный ресурс] // Interview. September 28. URL: https://www.interviewmagazine.com/film/my-own-private-idaho [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.10.2017).

Native Shakespeares: Indigenous Appropriations on a Global Stage (2008) / ed. by C. Dionne, P. Kapadia. Aldershot ; Burlington, VT : Ashgate. ix, 247 p.

Nesbit, E. (2012) Beautiful Stories From Shakespeare : eBook. [Lanham, MD] : Start Publishing.

Nowell-Smith, G. (1997) General Introduction // The Oxford History of World Cinema / ed. by G. Nowell-Smith. Oxford : Oxford University Press. xxii, 824 p. P. xix–xxii.

Orkin, M. (2005) Local Shakespeares: Proximations and Power. London ; New York : Routledge. x, 220 p.

Pearson, R. E. (2004) Heritage, Humanism, Populism: The Representation of Shakespeare in Contemporary British Television // Janespotting and Beyond: British Heritage Retrovisions since the Mid-1990s / ed. by E. Voigts-Virchow. Tübingen : Gunter Narr. 212 p.

Pizer, J. D. (2006) The Idea of World Literature: History and Pedagogical Practice. Baton Rouge, LA : Louisiana State University Press. x, 190 p.

Protic, N. (2013) “There is the Bawdy? Falstaffían Politics in Gus Van Sant’s My Own Private Idaho // Literature Film Quarterly. Vol. 41. No. 3. P. 184–196.

Research topic: Folk and world music [Электронный ресурс] // UiO Universitetet i Oslo — Det humanistiske fakultet. URL: http://www.hf.uio.no/imv/english/research/subjects/folk-world-music/ [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 10.10.2017).

Results for “Hamlet” [Электронный ресурс] // IMDb. URL: http://www.imdb.com/find?q=Hamlet&s=tt&exact=true&ref_=fn_tt_ex [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 6.10.2017).

Results for “Macbeth” [Электронный ресурс] // IMDb. URL: http://www.imdb.com/find?q=Macbeth&s=tt&exact=true&ref_=fn_tt_ex [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 6.10.2017).

Results for “Romeo and Juliet” [Электронный ресурс] // IMDb. URL: http://www.imdb.com/find?q=Romeo%20and%20Juliet&s=tt&exact=true&ref_=fn_tt_ex [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 6.10.2017).

Sarris, A. (1962–1963) Notes on the Auteur Theory in 1962 // Film Culture. No. 27. P. 1–8.

Sarris, A. (1968) The American Cinema: Directors and Directions 1929–1968. New York : Dutton. 383 p.

Sarris, A. (1977) The Auteur Theory Revisited // American Film. Vol. 2. No. 9. P. 49–53.

Shakespeare and National Culture (1997) / ed. by J. J. Joughin. Manchester ; New York : Manchester University Press. ix, 351 p.

Shakespeare on the Global Stage: Performance and Festivity in the Olympic Year (2015) / ed. by P. Prescott, E. Sullivan. London ; New York : Bloomsbury Arden Shakespeare, an imprint of Bloomsbury Publishing. xvii, 356 p.

Shakespeare, W. (1994) The Complete Oxford Shakespeare : in 3 vols. / ed. by S. Wells, G. Taylor. Oxford ; New York : Oxford University Press. Vol. 1: Histories. xliii, 452 p.

Shakespeare: World Views (1996) / ed. by H. Kerr, R. Eaden, M. Mitton. Newark, DE : University of Delaware Press ; London ; Cranbury, NJ : Associated University Presses. 258 p.

Slayen, S. (1995) Keanu Shines as Hamlet // What! February — March.

Slayen, S. Keanu Shines as Hamlet [Электронный ресурс] // Whoa Is (Not) Me. Defending Keanu Reeves. URL: http://www.whoaisnotme.net/articles/1995_02xx_kea2.htm [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 15.10.2017).

Tanoukhi, N. (2008) The Scale of World Literature // New Literary History. Vol. 39. No. 3. P. 599–617.

The Guinness Book of Records 1999 (1998) / ed. by M. Young. [S.l.] : Guinness World Records Ltd. 336 p.

Thomsen, M. R. (2008) Mapping World Literature: International Canonization and Transnational Literatures. London ; New York : Continuum. 170 p.

Thurman, Ch. (2016) South African Essays on ‘Universal’ Shakespeare. Abingdon, Oxon : Routledge. xxi, 208 p.

Vipper, Y. B. (1985) National Literary History in History of World Literature: Theoretical Principles of Treatment // New Literary History. Vol. 16. No. 3. P. 545–558.

William Shakespeare [Электронный ресурс] // IMDb. URL: http://www.imdb.com/name/nm0000636/ [архивировано в WaybackMachine] (датаобращения: 6.10.2017).

World-Wide Shakespeares: Local Appropriations in Film and Performance (2005) / ed. by S. Massai. London ; New York : Routledge. xii, 199 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2017.5.9

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.