Характеристики коллективной памяти в контексте социально-психологических особенностей двух поколений

Татьяна Петровна Емельянова, Татьяна Валерьевна Дробышева

Аннотация


В статье представлены результаты сравнительного исследования двух поколенческих групп. Изучалось (согласно периодизации Ю. А. Левады) поколение «шестидесятников» (годы рождения 1944–1968) и поколение X (годы рождения 1969–1984). Целью исследования было проведение сравнительного анализа коллективной памяти представителей двух поколений в связи с их социально-психологическими особенностями. Использовались следующие методики: шкальный опросник «Исторические периоды прошлого, значимые для настоящего», шкалы оценки социальной идентичности, методики «Связь времен», «Ценностные ориентации», авторские разработки «Значимость поколений», «Характеристики поколений». Опрашивались представители двух поколений. Первая группа — представители поколения «шестидесятников» (50 чел.). Из них: 52% — женщины, 48% — мужчины. Вторая группа — представители поколения X (50 чел.). Из них: 51% — женщины, 49% — мужчины. Согласно результатам исследования, обе группы сходны по базовым ЦО — здоровье и счастливая семейная жизнь. В остальном ценностная структура групп различалась: у «шестидесятников» — высокая значимость материальных ценностей, ценностей любви, интересной работы и познания. У поколения Х обнаружен прагматичный и индивидуалистичный характер ценностной структуры. Респонденты обеих групп, в большей степени, идентифицируют себя со своим поколением, россиянами и поколением родителей. По сравнению с группой поколения Х «шестидесятники» проявили более высокий уровень идентичности со своим поколением, россиянами, и человечеством в целом. Поколение «шестидесятников» чаще, чем поколение Х разделяет мнение о существовании причинно-следственных связей между различными эпохами в истории России. Предпочтения «шестидесятниками» дореволюционной истории (преобразования времен Петра I, екатерининская эпоха, время Александра II) свидетельствуют об их интересе к переломным, открывающим новые цивилизационные перспективы этапам отечественной истории, в отличие от поколения Х, у которого меньше выражен интерес к историческому прошлому.

 


Ключевые слова


коллективная память; поколения; ментальность; историческое сознание; социальная идентичность; ценностные ориентации; поколение X; поколение «шестидесятников»

Полный текст:

PDF

Литература


Дробышева,Т.В. (2016) Поколенческая идентичность и представле-ния работающих взрослых о благополучии людей престарелого возраста // Наука. Культура. Общество. № 3. С. 182–194.

Дробышева, Т.В., Шерстнев, С.М. (2014) Престарелые люди в обыденном сознании «поколения прагматиков»: эмоционально-ценностный аспект ответственности // Известия Саратовского университета. Новая серия. Акмеология образования. Психология развития. Т. 3. № 4. С. 339–343.

Емельянова, Т.П. (2002) Социальное представление как инструмент коллективной памяти (на примере воспоминаний о Великой Отечественной войне) // Психологический журнал. Т. 23. № 4. С. 56–66.

Емельянова, Т.П., Мишарина, А.В. (2015) Спектр представлений о победе в Великой Отечественной войне у четырех поколений россиян // Вопросы психологии. № 2. С. 108–119.

Журавлева, Н.А. (2013) Психология социальных изменений: цен-ностный подход. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 522 с.

Левада,Ю.А. (2001) Поколения XX века: возможности исследования [Электронный ресурс] // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 5(55). С. 7–14.URL: http://ecsocman.hse.ru/data/507/991/1219/02levada-7-14.pdf[архивированов WaybackMachine] (дата обращения: 10.10.2017).

Луков, В.А. (2017) Экология культуры и тезаурусная трактовка будущего [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 3. С. 3–11. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/511(дата обращения: 10.11.2017). DOI: 10.17805/ggz.2017.3.1

Мангейм, К. (1998) Проблема поколений // Новое литературное обозрение. № 2 (30). С. 7–47.

Нестик, Т.А. (2014) Социальная психология времени. М. : Изд-во Институт психологии РАН. 496 с.

Полляк, М. (1995) Память, забвенье, молчание // Психоанализ и науки о человеке / под ред. Н. С. Автономовой, В. С. Степина. М. : Про-гресс-Культура. 416 с.С. 191–216.

Турбовской, Я.С. (2017) Будущее как объект философско-педагогического осмысления[Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. №3С. 12–24.URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/512(дата обращения: 10.11.2017). DOI: 10.17805/ggz.2017.3.2

Шуман, Г., Скотт, Ж. (1992) Коллективная память поколений // Со-циологические исследования. № 2. С. 47–60.

Gaskell, G., Wright, D.(1997) Group differences in memory for a political event // Collective memory of political events: Social psychological perspectives / ed. by J. W. Pennebaker, D. Páez, B. Rimé. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates. xi, 303 p. P. 175–189.

Halbwachs,M.(1950) La mémoire collective. Paris: Presses universitaires de France.170 р.

Liu, J.H., Sibley, Ch.G. (2015) Representations of world history // The Cambridge handbook of social representations / ed. by G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner. Cambridge : Cambridge University Press. xv, 481 p.P. 269–279.

Páez, D., Basabe, N., González, J. (1997) Social processes and collective memory: a cross-cultural approach to remembering political events // Collective memory of political events: Social psychological perspectives/ ed. by J. W. Pennebaker, D. Páez, B. Rimé. Mahwah, NJ : Lawrence Erlbaum Associates. xi, 303 p. P. 147–174.

Wagoner, B. (2015) Collective remembering as a process of social representation// The Cambridge handbook of social representations / ed. by G. Sammut, E. Andreouli, G. Gaskell, J. Valsiner. Cambridge : Cambridge University Press. xv, 481 p.P. 143–162.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2017.5.6

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.