«Ненужные» знания высшей школы: к проблеме конструирования тезауруса студенческой молодежью
Аннотация
В статье рассматривается феномен «ненужных» знаний высшей школы в связи с конструированием тезауруса студенческой молодежью. Автор приходит к выводу, что определение «“ненужные” знания» — это: 1) проявление инструментализации отношения студенческой молодежи к знанию и высшему образованию; 2) отсутствие познавательного интереса к конкретному знанию, дисциплине, отрасли науки; 3) оправдание недостаточных способностей и / или базы знаний для освоения конкретной дисциплины.
Субъектность студенческой молодежи при конструировании тезауруса выражается в отказе осваивать «ненужные знания», имитации образовательных практик. Проблема «ненужных» знаний рассматривается в контексте процесса гуманитаризации высшего образования, а также формирования «твёрдых» (hard skills) и «мягких» (soft skills) навыков студентов.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Бабина, А. (2021) Философия, идеология, логика — нужно ли это все? [Электронный ресурс] // Zaochnik.ru. 12 января. URL: https://zaochnik.ru/blog/filosofskie-rassuzhdenija-prigodjatsja-li-nam-objazatelno-neobjazatelnye-predmety-v-univere/ [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 02.04.2021).
Законопроект № 1076089-7 «О внесении изменений в Федеральный закон “Об образовании в Российской Федерации” (в части совершенствования регулирования применения профессиональных стандартов в сфере профессионального образования)» (2020–2021) [Электронный ресурс] // Система обеспечения законодательной деятельности. URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/1076089-7 [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 27.05.2021).
Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2008) Социальная регуляция в условиях неопределенности: теоретические и прикладные проблемы в исследовании молодежи. М. : Academia. 272 с.
Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2013) Социокультурный механизм формирования отношения молодежи к образованию // Социологические исследования. № 1 (345). С. 78–90.
Зубок, Ю. А., Чупров, В. И. (2020) Смысловая саморегуляция отношения молодежи к образованию // III Чтения памяти В. Т. Лисовского : сб. науч. трудов / под ред. Т. К. Ростовской. М. : Экон-Информ. 209 с. С. 87–91.
Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ : науч. монография. М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.
Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания : науч. монография. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.
Мау, В. (2019) Фундаментальные знания не стареют [Электронный ресурс] // Вести образования. 2 сентября. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/9/2/quality_of_education/9176-fundamentalnye_znaniya_ne_stareyut [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 13.05.2021).
Москвичев, А. Н. (2009) Знание // Тезаурус социологии : темат. слов.-справ. / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 487 с. С. 73–77.
Новые смыслы в образовательных стратегиях молодежи: 50 лет исследования (2015) : монография / Д. Л. Константиновский, М. А. Абрамова, Е. Д. Вознесенская, Г. С. Гончарова, В. Г. Костюк, Е. С. Попова, Г. А. Чередниченко. М. : ЦСП и М. 232 с.
Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. (2006) Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4 изд., доп. М. : ООО «А Темп». 944 с.
Реморенко, И. (2019) Фундаментальные знания устаревают [Электронный ресурс] // Вести образования. 18 сентября. URL: https://vogazeta.ru/articles/2019/9/18/edpolitics/9461-fundamentalnye_znaniya_ustarevayut [архивировано в Wayback Machine] (дата обращения: 13.05.2021).
Саморегуляция жизнедеятельности молодежи: методология и социальные практики (2021) : монография / Ю. А. Зубок, О. Н. Безрукова, Ю. Р. Вишневский и др. ; науч. ред. Ю. А. Зубок. Белгород : ООО «Эпицентр». 500 с.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2021.4.4
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.