Социокультурная субъектность как основа тезаурусной концепции молодежи

Антонина Ивановна Ковалева

Аннотация


Рассмотрены основные позиции тезаурусной концепции молодежи. Социокультурная субъектность осмыслена как социальный феномен, определяющий активность человеческого фактора в его взаимоотношениях с обществом. Отмечается, что освоение и присвоение социокультурной субъектности составляет специфику молодежи.


Ключевые слова


социокультурная субъектность; молодежь; тезаурус; тезаурусный подход; тезаурусная концепция молодежи; социология молодежи; социология культуры

Полный текст:

PDF

Литература


Болотин, И. С. (2009) Тезаурусы как инструмент преподавателя [Рец. на кн.: Луков В. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. 784 с.] // Высшее образование в России. № 5. С. 169–172.

Выборнова, В. В. (2013) О новых подходах к тезаурусным исследованиям молодежных проблем [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 1 (январь — февраль). URL: http://zpu-journal.ru/e-zpu/2013/1/Vybornova_Thesaurus-Investigations [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 19.01.2020).

Гайдин, Б. Н. (2011) Вечные образы как константы культуры: тезаурусный анализ «гамлетовского вопроса» : монография. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing. 212 с.

Гегель, Л. А., Казакова, Е. О. (2015a) Молодежная политика в России: тенденции и перспективы // Alma mater (Вестник высшей школы). № 6. С. 110–113.

Гегель, Л. А., Казакова, Е. О. (2015b) Ключевые проблемы развития молодежной политики в Российской Федерации // Социально-гуманитарные знания. № 3. С. 161–174.

Гегель, Л. А., Казакова, Е. О. (2018) Специалист по работе с молодежью: проблемы подготовки и востребованности // Высшее образование в России. Т. 27. № 2. С. 88–94.

Гегель, Л. А., Казакова, Е. О., Косых, О. И. (2016) Государственная молодежная политика: российский и зарубежный опыт преодоления экстремизма // Alma mater (Вестник высшей школы). № 5. С. 59–64. DOI: 10.20339/AM.05-16.059

Гуревич, П. С. (2008) [Рец. на кн.: Луков В. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М., 2008. 784 с.] // Эдип. № 3 (6). С. 165–166.

Завьялова, Н. А. (2018) Культурно-коммуникативные формулы как отражение цивилизационных картин мира : автореф. дис. ... д-ра культурологии. М. 40 с.

Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ : монография / отв. ред. Вл. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.

Зубок, Ю. А. (2003) Проблемы риска в социологии молодежи. М. : Моск. гуманит.-социальн. академия. 268 с.

Зубок, Ю. А. (2007) Феномен риска в социологии: опыт исследования молодежи. М. : Мысль. 288 с.

Ищенко, Ю. А. (2009) Размышления над книгой [Луков В. А., Луков Вл. А. Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса, 2008. 784 с.] // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 262–268.

Канарш, Г. Ю. (2020) Справедливость, демократия, капитализм: пути модернизации России в XXI веке / Ин-т философии РАН. М. : Ленанд. 304 с.

Ковалева, А. И. (2018a) Социология молодежи: научная школа Московского гуманитарного университета : в 2 ч. / А. И. Ковалева, В. А. Луков, В. А. Гневашева, С. В. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Ч. 2. 508 с.

Ковалева, А. И. (2018b) Учебно-воспитательный процесс в оценках студентов (мониторинг в Московском гуманитарном университете: этап 2018 г.) / А. И. Ковалева, В. А. Луков, В. А. Гневашева, С. В. Луков [Электронный ресурс] // Горизонты гуманитарного знания. № 3. С. 21–45. URL: http://journals.mosgu.ru/ggz/article/view/796 (дата обращения: 19.01.2020). DOI: 10.17805/ggz.2018.3.2

Ковалева, А. И., Левичева, В. Ф. (2014) [Рец. на кн.:] Луков Вал. А. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : Изд-во «Канон+», 2012 // Социологические исследования. № 4 (360). С. 153–155.

Ковалева, А. И., Луков, В. А. (1999) Социология молодежи: теоретические вопросы. М. : Социум. 351 с.

Костина, А. В. (2008) Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры. № 5. С. 102–109.

Кузнецова, Т. Ф. (2014) О концептуализации молодежи. Вал. А. Луков. Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация», 2012. 528 с. // Философские науки. № 12. С. 134–137.

Кузнецова, Т. Ф. (2020) Цифровое общество, цифровая культура и гуманитаризация высшего образования: тезаурусный подход : науч. монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 192 с.

Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход для тувиноведения // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 38–45.

Луков, В. А. (1987) Молодежное движение в социалистическом обществе: вопросы теории и практики. М. : Молодая гвардия. 222 с.

Луков, В. А. (2002) Тезаурусная концепция социализации // Дискурс: социологическая студия. Вып. 2: Социальная структура, социальные институты и процессы / под общ. ред. В. А. Лукова. М. : Социум. 239 с. С. 8–19.

Луков, В. А. (2012) Теории молодежи: междисциплинарный анализ. М. : «Канон+» РООИ «Реабилитация». 528 с.

Луков, В. А. (2013) Биосоциология молодежи: теоретико-методологические основания : науч. монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 430 с. Режим доступа: http://www.mosgu.ru/nauchnaya/publications/2013/monographs/Lukov_Biosociology-of-Youth.pdf [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 19.01.2020).

Луков, В. А. (2018) Российская молодежь о биотехнологических проектах «улучшения» человека // Социологические исследования. № 4 (408). С. 73–81. DOI: 10.7868/S0132162518040086

Луков, В. А. (2019a) Социокультурные основания субъектности российской молодежи (тезаурусная концепция молодежи) : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 42 с.

Луков, В. А. (2019b) Социокультурные основания субъектности российской молодежи (тезаурусная концепция молодежи) : дис. ... д-ра социол. наук. М. 438 с. Режим доступа: https://mosgu.ru/aspirantura/dissovet/razmesenie_disser/july-2019/Диссертация%20Вал.А.%20Лукова.pdf [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 19.01.2020).

Луков, В. А. (2020) Социализация молодежи как системообразующее понятие науки об обществе: тезаурусный подход // Ученый совет. № 4 (184). С. 16–25.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Молодежная политика в системе формирования гражданской идентичности современной молодежи (2018) : кол. монография / под ред. А. В. Бугаева, Т. К. Ростовской. М. : Изд-во Рос. гос. соц. ун-та. 198 с.

Омельченко, Е. Л. (2004) Молодежь: открытый вопрос. Ульяновск : Симбирская книга. 181 с.

Омельченко, Е. Л. (2019) Уникален ли российский случай трансформации молодежных культурных практик? // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. № 1 (149). С. 3–27. DOI: 10.14515/monitoring.2019.1.01

Омельченко, Е. Л., Поляков, С. И. (2017) Концепт культурной сцены как теоретическая перспектива и инструмент анализа городских молодежных сообществ // Социологическое обозрение. Т. 16. № 2. С. 111–132. DOI: 10.17323/1728-192X-2017-2-111-132

Тезаурусы мировой культуры и литературы (2015) : мат. Всерос. заочн. науч.-практич. конференции с междунар. участием (19–20 марта 2015 г.) / под ред. Н. Е. Ерофеевой. Орск : Изд-во Орск. гуманит.-технол. ин-та (филиала) ОГУ. 133 с.

Чупров, В. И. (1994) Теоретические и прикладные проблемы социального развития молодежи : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 59 с.

Ядов, В. А. (1994) Социальная идентификация в кризисном обществе // Социологический журнал. № 1. С. 35–52.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2020.1.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.