Метод кейса в исследовании развития языковых знаний у детей: тезаурусный подход

Светлана Анатольевна Осокина

Аннотация


Цель статьи состоит в комплексной характеристике применения метода кейса в исследованиях становления и развития языковых знаний у детей. Предметом исследования является изучение конкретного кейса — становление и развитие языковых знаний у конкретного ребенка, Кати О., четыре года. Основной метод сбора данных — ведение научного дневника. Единицами анализа являются высказывания разной длины (от одного слова до длинного монологического высказывания или диалогических реплик), взятые в аспекте их появления в конкретной ситуации.

В статье рассматриваются основные характеристики метода кейса, плюсы и минусы его использования в различных направлениях науки. Производится сопоставление метода кейса с экспериментальным и лонгитюдным методами, традиционно применяемыми в исследовании развития языковых знаний у детей. Исследование проводится в рамках тезаурусного подхода, при котором под тезаурусом понимается когнитивная система, формирующаяся в ходе получения знания на определенном языке и при непосредственном участии данного языка. Работа показывает, что метод кейса эффективен как для изучения развития индивидуального языкового тезауруса ребенка, так и для надындивидуальных закономерностей, которые трудно обнаружить при помощи других исследовательских методов. Развитие индивидуальной языковой системы ребенка проявляется в выборе слов и построении словосочетаний, в конструировании грамматических форм и образовании новых слов, а также в выборе объектов мира или ситуаций, по поводу которых ребенок хочет высказаться на языке. В числе надындивидуальных закономерностей кейс-стади позволяет выявить систематические случаи правильного употребления ребенком отдельных слов без осознания семантики данных слов, определить степень влияния материальной оболочки слова при восприятии, запоминании и воспроизведении новых слов, в том числе слов на иностранном языке, понять важность стандартизации вопросно-ответной коммуникации при становлении и развитии речи у ребенка, уловить случаи сегментации мира на составляющие объекты, отличающейся от общей («взрослой») языковой картины мира.

Можно предположить, что некое универсальное видение мира, данное ребенку до усвоения языка, растворяется в системе усваиваемого языка, переструктурируется, приспосабливаясь под те ярлыки и правила, которые предлагает язык, и, будучи уже адаптированной к языку, начинает восприниматься как естественная система мира.


Ключевые слова


метод кейса; кейс-стади; развитие речи у детей; онтолингвистика; тезаурусный подход

Полный текст:

PDF

Литература


Варганова, Г. В. (2006) Кейс-стади как метод научного исследования // Библиосфера. № 6. С. 36–42.

Волкова, Н. В. (2015) Кейс-стади как метод гуманитарного исследования [Электронный ресурс] // Стандарты и мониторинг в образовании. Vol. 3. Issue 2. URL: http://www.naukaru.ru/journal/article/view/11210 (дата обращения: 02.03.2017).

Гвоздев, А. Н. (1981) От первых слов до первого класса. Дневник научных наблюдений. Саратов : Изд-во Саратовского ун-та. 324 с.

Елисеева, М. Б. (2015) Союзные средства в речи ребенка от двух до трех лет: лонгитюдное исследование // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия Гуманитарные и социальные науки. № 2. С. 74–83.

Караулов, Ю. Н. (1987) Русский язык и языковая личность М. : Наука. 264 с.

Кольцова, М. М. (1973) Ребенок учится говорить. М. : Советская Россия. 126 с.

Ласт, Д. А. (2015) Кейс-метод для экономических и бизнес-исследований // Известия Дальневосточного федерального университета. Экономика и управление. № 4 (76). С. 17–26.

Леонтович, О. А. (2011) Методы коммуникативных исследований. М. : Гнозис. 224 с.

Луков, Вал. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Национального института бизнеса. 640 с.

Осокина, С. А. (2012) Лингвистическая теория тезауруса: исходные основания. Барнаул : Изд-во Алтайского ун-та. 251 с.

Семантические категории в детской речи (2007) / Я. Э. Ахапкина, Е. Л. Бровко, М. Д. Воейкова, Н. В Гагарина и др. ; отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб. : Нестор-История. 436 с.

Цейтлин, С. Н. (2004) Направления и аспекты изучения детской речи // Детская речь как предмет лингвистического исследования : тезисы конференции 31 мая — 2 июня 2004 г. / отв. ред. С. Н. Цейтлин. СПб. : Наука. 307 с. С. 275–278.

Цейтлин, С. Н. (2009) Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи. М. : Знак. 362 с.

Чернавский, Д. С. (2004) Синергетика и информация (динамическая теория информации). М. : Эдиториал УРСС. 288 с.

Duff, P. A. (2014) Case Study Research on Language Learning and Use // Annual Review on Applied linguistics. № 35. P. 233–255. DOI: 10.1017/S0267190514000051

George, A. L., Bennett, A. (2004) Case Studies and Theory Development in the Social Sciences. Cambridge, MA : MIT Press. 287 p.

Gerring, J. (2004) What Is a Case-Study and What Is It Good for? // American Political Science Review. Vol. 98. № 2. P. 341–354. DOI: 10.1017/S0003055404001182

Osokina, S. A. (2017) How Do Children Label the World with Words? [Электронный ресурс] // The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EPSBS. Volume XX. P. 1–8. URL: http://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/1iccsbs2017.pdf. DOI: 10.15405/epsbs.2017.01.02.1

Villiers, J., Roeper, T. (2011) Introduction // Handbook of Generative Approaches to Language Acquisition / Jill de Villiers and Tom Roeper (eds.), Springer Dordrecht Heidelberg London New York. 410 p. P. 1–12.

Yin, R. K. (2013) Case Study Research. Design and Methods. London : Thousand Oaks ; New Delhi : Sage. 5th ed. 312 p.

REFERENCES

Varganova, G. V. (2006) Keis-stadi kak metod nauchnogo issledovaniia; Bibliosfera, no. 6, pp. 36–42. (In Russ.).

Volkova, N. V. (2015) Keis-stadi kak metod gumanitarnogo issledovaniia; Standarty i monitoring v obrazovanii, vol. 3, iss. 2. [online] Available at: http://www.naukaru.ru/journal/article/view/11210 (accessed 02.03.17) (In Russ.).

Gvozdev, A. N. (1981) Ot pervykh slov do pervogo klassa. Dnevnik nauchnykh nabliudenii. Saratov, Saratov University Publ. 324 p. (In Russ.).

Eliseeva, M. B. (2015) Soiuznye sredstva v rechi rebenka ot dvukh do trekh let: longitiudnoe issledovanie; Vestnik Severnogo (Arkticheskogo) federal'nogo universiteta. Seriia Gumanitarnye i sotsial'nye nauki, no. 2, pp. 74–83. (In Russ.).

Karaulov, Iu. N. (1987) Russkii iazyk i iazykovaia lichnost'. Moscow, Nauka Publ. 264 p. (In Russ.).

Kol'tsova, M. M. (1973) Rebenok uchitsia govorit'. Moscow, Sovetskaia Rossiia Publ. 126 p. (In Russ.).

Last, D. A. (2015) Keis-metod dlia ekonomicheskikh i biznes issledovanii; Izvestiia Dal'nevostochnogo federal'nogo universiteta. Ekonomika i upravlenie, no. 4 (76), pp. 17–26. (In Russ.).

Leontovich, O. A. (2011) Metody kommunikativnykh issledovanii. Moscow, Gnozis Publ. 224 p. (In Russ.).

Lukov, Val. A. and Lukov, Vl. A. (2013) Tezaurusy II: Tezaurusnyi podkhod k ponimaniiu cheloveka i ego mira. Moscow, National Institute of Business Publ. 640 p. (In Russ.).

Osokina, S. A. (2012) Lingvisticheskaia teoriia tezaurusa: iskhodnye osnovaniia. Barnaul, Altai State University Publ. 251 p. (In Russ.).

Semanticheskie kategorii v detskoi rechi (2007) / Akhapkina Ia. E., Brovko E. L., Voeikova M. D., Gagarina N. V. et al ; Ed. S. N. Tseitlin. St. Petersburg, Nestor-Istoriia Publ. 436 p. (In Russ.).

Tseitlin, S. N. (2004) Napravleniia i aspekty izucheniia detskoi rechi; Detskaia rech' kak predmet lingvisticheskogo issledovaniia: tezisy konferentsii 31 maia — 2 iiunia 2004. S. N. Tseitlin (ed.). St. Petersburg, Nauka Publ. 307 p., pp. 275–278. (In Russ.).

Tseitlin, S. N. (2009) Ocherki po slovoobrazovaniiu i formoobrazovaniiu v detskoi rechi. Moscow, Znak Publ. 362 p. (In Russ.).

Chernavskii, D. S. (2004) Sinergetika i informatsiia (dinamicheskaia teoriia informatsii). Moscow, Editorial URSS Publ. 288 p. (In Russ.).

Duff, P. A. (2014) Case Study Research on Language Learning and Use; Annual Review on Applied linguistics, no. 35, pp. 233–255. DOI: 10.1017/S0267190514000051 (In Engl.)

George, A. L. and Bennett, A. (2004) Case Studies and Theory Development in the Social Sciences. Cambridge, MA, MIT Press. 287 p. (In Engl.)

Gerring, J. (2004) What Is a Case-Study and What Is It Good for?; American Political Science Review, vol. 98, no. 2, pp. 341–354. DOI: 10.1017/S0003055404001182 (In Engl.)

Osokina, S. A. (2017) How Do Children Label the World with Words?; The European Proceedings of Social and Behavioral Sciences EPSBS, vol. XX, pp. 1–8. [online] Available at: http://www.futureacademy.org.uk/files/images/upload/1iccsbs2017.pdf DOI: 10.15405/epsbs.2017.01.02.1 (accessed 23.03.2017). (In Engl.)

Villiers, J. and Roeper, T. (2011) Introduction; Handbook of Generative Approaches to Language Acquisition / Jill de Villiers and Tom Roeper (eds.). Springer Dordrecht Heidelberg London New York. 410 p. pp. 1–12. (In Engl.)

Yin, R. K. (2013) Case Study Research. Design and Methods. London, Thousand Oaks; New Delhi, Sage. 5th ed. 312 p. (In Engl.)




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2018.1.8

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru