«Ромео и Джульетта» Шекспира в критике и поэтике А. С. Пушкина

Николай Владимирович Захаров

Аннотация


Принято считать, что трагедия У. Шекспира «Ромео и Джульетта» не оставила в творчестве А. С. Пушкина значительного следа. Обычно отмечаются сходство в интерпретации любовного сюжета и образов лирических героев, конфликт между враждующими семьями родителей и т. д. Важное значение в изучении шекспиризации и шекспиризма в русской литературе имеет тезаурусный подход (В. А. Луков, Вл. А. Луков), который применяет автор статьи для анализа творчества Пушкина. В статье уточняется, какое место печальная история юных возлюбленных играла в творческом развитии русского поэта.

Начиная с 1770–1780-х годов в русской литературе стал набирать силу процесс шекспиризации. В журналах публикуются попытки перевода отдельных отрывков из шекспировских пьес. Романтический культ Шекспира в России начала XIX в. был целиком подготовлен предромантическим влиянием европейской литературы XVIII в. А. С. Пушкин, а также В. К. Кюхельбекер, А. С. Грибоедов, О. М. Сомов, опирались на пример Шекспира и создавали самобытную национальную литературу, пропитанную духом народности. Пушкин был несомненно наиболее значительным русским шекспиристом. Это прослеживается в его творческой эволюции.

Шекспир и его герои, в первую очередь Ромео и Джульетта, постоянно упоминаются в рукописях Пушкина. Их литературно-критический уровень настолько значителен и самоценен, что исследователи предполагали, что поэт собирался написать «трактат о Шекспире». После «Бориса Годунова» и «Графа Нулина» пушкинский шекспиризм приобрел более отчетливые черты. Шекспировские аллюзии заметны и в поэтических произведениях, и в драматургии Пушкина. 

Во второй половине XIX — начале XX в. русская культура продолжала развивать пушкинскую модель шекспиризма в творчестве русских писателей (Ф. М. Достоевский, И. С. Тургенев, А. П. Чехов, А. А. Блок, Б. Л. Пастернак и др.). Значительными оказались музыкальные произведения: вдохновленные шекспировской пьесой увертюра-фантазия «Ромео и Джульетта» П. И. Чайковского и признанный классический балет С. С. Прокофьева. В живописи заметными явлениями стали работы М. А. Врубеля, М. З. Шагала и др. Новаторский характер имели в 1920–1930-х годах театральные постановки пьесы Шекспира. Таким образом, к середине XX в. трагедия Шекспира прочно вошла в русскую культуру. 


Ключевые слова


А. С. Пушкин; У. Шекспир; «Ромео и Джульетта»; литературная критика; литературная поэтика; тезаурусный подход; шекспиризм; русская литература

Полный текст:

PDF

Литература


I Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова, 27 марта 2015 г. : сб. науч. трудов / редкол.: Вал. А. Луков (отв. ред.) и др. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та, 2015. 280 с.

Алексеев, М. П. (1965) К истории написания имени Шекспира в России // Проблемы современной филологии : сб. ст. к семидесятилетию акад. В. В. Виноградова / Акад. наук СССР. Отд-ние литературы и языка ; предисл. Н. Ю. Шведова ; ред. коллегия: чл.-корр. АН СССР М. Б. Храпченко (глав. ред.) и др. М. : Наука. 475 с. С. 304–313.

Алексеев, М. П. (1972) Пушкин и Шекспир // Алексеев, М. П. Пушкин. Сравнительно-исторические исследования. Л. : Наука. 468 с. С. 240–280.

Алексеев, М. П. (1982) Русско-английские литературные связи (XVIII век — первая половина XIX века) М. : Наука. 863 с. (Литературное наследство. Т. 91).

Алексеев, М. П. (1987) Пушкин и мировая литература / отв. ред. Г. П. Макогоненко, С. А. Фомичев. Л. : Наука. 613, [3] с.

Анненков, П. В. (1855) Материалы для биографии Александра Сергеевича Пушкина // Сочинения Пушкина : [в 7 т.]. СПб. : Изд. П. В. Анненкова. Т. 1. IV, 489 с. С. 1–432.

Вацуро, В. Э. (2004) Избранные труды. М. : Языки славянской культуры. 848 с.

Вальберх, И. (1948) Из архива балетмейстера. М. ; Л. : Искусство. 191 с.

Вершинин, И. В. (2003) Предромантические тенденции в английской поэзии XVIII века и «поэтизация» культуры : дис. ... д-ра филол. наук. Самара. 407 с.

Винокур, Г. О. (1999) Собрание трудов. М. : Лабиринт ; Брандес. [Т. 3]: Комментарии к «Борису Годунову» А. С. Пушкина. 414 с.

Гайдин, Б. Н. (2009) Вечные образы как константы культуры (интерпретация «гамлетовского вопроса») : дис. … канд. филос. наук. М. 194 с.

Гозенпуд, А. А. (1959) Музыкальный театр в России. Л. : Музгиз. 781 с.

Дамский журнал (1827). М. : Университетская типография. Ч. XVII, № 4.

Долинин, А. А. (2001) Пушкин и Англия // Всемирное слово. № 14. С. 44–51.

Долинин, А. А. (2007) Пушкин и Англия : цикл статей. М. : Новое литературное обозрение. 280 с.

Елифёрова, М. В. (2003) Шекспировские сюжеты, пересказанные Белкиным // Вопросы литературы. № 1. C. 149–175.

Елифёрова, М. В. (2005) «Не шей ты мне, матушка, красный сарафан...». Комическая семантика женского костюма в «Барышне-крестьянке» // Вопросы литературы. № 4. С. 213–231.

Елифёрова, М. В. (2007) «Повести Белкина» в контексте раннего восприятия Шекспира в России: 1790–1830 : дис. ... канд. филол. наук. М. 267 с.

Есин, С. Н. (2006) Писатель в теории литературы: проблема самоидентификации : дис. … д-ра филол. наук. М. 467 с.

Заборов, П. Р. (1965) От классицизма к романтизму // Шекспир и русская культура / под ред. М. П. Алексеева. М. ; Л. : Наука. 832 с. С. 70–128.

Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ / отв. ред. Вл. А. Луков. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.

Кузнецова, Т. Ф. (2012) Культурная картина мира: теоретические проблемы. М. : ГИТР. 250 с.

Кузнецова, Т. Ф. (2015) Культурная картина мира как ядро тезауруса в концепции Владимира Андреевича Лукова [Электронный ресурс] // Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение». № 3 (май — июнь). URL: http://zpu-jour¬nal.ru/e-zpu/2015/3/Kuznetsova_Cultural-World-View/ (дата обращения: 20.02.2017).

Кузнецова, Т. Ф., Луков, Вл. А. (2009) Культурная картина мира в свете тенденций развития культурологии // Вестник Международной академии наук (Русская секция). № 1. С. 66–69.

Купреянова, Е. Н. (1981) А. С. Пушкин // История русской литературы : в 4 т. Л. : Наука. Т. 2: От сентиментализма к романтизму и реализму. 653, [2] с. С. 235–323.

Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход в тувиноведении // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 38–45.

Левин, Ю. Д. (1974) Некоторые вопросы шекспиризма Пушкина // Пушкин. Исследования и материалы. Л. : Наука. Т. VII: Пушкин и мировая литература. 276 с. С. 58–85.

Левин, Ю. Д. (1988) Шекспир и русская литература XIX века. Л. : Наука. 328 с.

Лотман, Л. М. (1996) Комментарии к «Борису Годунову» // Пушкин, А. С. Борис Годунов : трагедия / предисл., подготов. текста, ст. «Творческая история пьесы» С. А. Фомичева. СПб. : Академический проект. 542 с. С. 129–359.

Луков, В. А., Луков Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, В. А., Луков Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, Вл. А. (2006) Предромантизм. М. : Наука. 683 с.

Луков, Вл. А. (2011) Культ Шекспира и шекспиризация в европейском предромантизме // Шекспировские чтения. 2006 / гл. ред. А. В. Бартошевич ; отв. ред. и сост. вып. И. С. Приходько. М. : Наука. 469 с. С. 182–196.

Луков, Вл. А., Захаров, Н. В. (2008) Культ Шекспира // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 132–141.

Петрунина, Н. Н. (1987) Проза Пушкина. Л. : Наука. 333, [2] с.

Плетнев, П. А. (1885) Сочинения и переписка П. А. Плетнева. СПб. : Тип. Имп. Академии наук. Т. III. XI, 745, [1] с.

Погорский, Э. К. (2012) Картина мира // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 322–323.

Полевой, К. А. (1888) Записки Ксенофонта Алексеевича Полевого. СПб. : А. С. Суворин. [4], VIII, 588 с.

Просцевичус, В. Э. (1998) Пушкин как Шекспир // А. С. Пушкин: филологические и культурологические проблемы изучения : Мат. межд. науч. конф., 28–31 октября 1998 г. Донецк : ДГУ. С. 126–127.

Пушкин, А. С. (1948) Борис Годунов // Пушкин А. С. Полное собрание сочинений : в 16 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. Т. 7: Драматические произведения. 395 с. С. 1–98.

Пушкин, А. С. (1949) <О «Ромео и Джюльете» Шекспира> // Пушкин, А. С. Полное собрание сочинений : в 16 т. М. ; Л. : Изд-во АН СССР. Т. 11: Критика и публицистика, 1819–1834. 600 с. С. 83.

Ронен, И. (1997) Смысловой строй трагедии Пушкина «Борис Годунов». М. : ИЦ-Грант. 160 с.

Северная пчела (1829). 16 февраля. № 21. 4 с.

Соломатина, Н. В. (2003) Оскар Уайльд: Создание автомифа и его трансформация в «биографическом жанре» : дис. ... канд. филол. наук. М. 214 с.

Тарасов, А. Б. (2006) Феномен праведничества в художественной картине мира Л. Н. Толстого : дис. … д-ра филол. наук. М. 388 с.

Трыков, В. П. (2016) Биографическая проза Ромена Роллана. «Жизни великих людей», «Пеги». М. : МПГУ. 152 с.

Узин, В. С. (1924) О повестях Белкина. Пг. : Аквилон. 71 с.

Цявловская, Т. Г. (1959) Примечания // Пушкин, А. С. Собрание сочинений: в 10 т. М. : Гослитиздат. Т. 2: Стихотворения 1823–1836. 799 с. С. 659–781.

Шекспир, У. (1772) Монолог Ромео из дейст. V, сц. 3 / пер. М. Сушковой // Вечера. Ч. I, вечер 2-й. С. 14–16.

Шекспир, У. (1958) Ромео и Джульетта / пер. Т. Л. Щепкиной-Куперник // Шекспир, У. Полное собрание сочинений : в 8 т. / под общ. ред. А. А. Смирнова, А. А. Аникста. М. : Искусство. Т. 3. 566 с. С. 5–130.

Шоу, Дж. Т. (2002) Поэтика неожиданного у Пушкина. Нерифмованные строки в рифмованной поэзии и рифмованные строки в нерифмованной поэзии / пер. с англ. Т. Скулачевой, М. Гаспарова. М. : Языки славянской культуры. 455 с.

Эйхенбаум, Б. М. (2001) Проблемы поэтики Пушкина // Эйхенбаум, Б. М. «Мой временник» : худож. проза и избр. ст. 20–30-х годов. СПб. : Инапресс. 650, [2] с. С. 543–553.

Greenleaf, M. (1994) Pushkin and Romantic Fashion. Fragment, Elegy, Orient, Irony. Stanford, CA : Stanford University Press. viii, 412 p.

Shakespeare, W. (1827) The Dramatic Works of Shakespeare. London : Printed for R. Thurston [et al.]. xii, [2], 908 p.

Shaw, J. T. (1991) Romeo and Juliet, Local Color, and “Mniszek’s Sonnet” in Boris Godunov // The Slavic and East European Journal. Vol. 35. No. 1. Spring. Р. 1–35.

Shaw, J. T. (1994) Pushkin’s Poetics of the Unexpected: The Nonrhymed Lines in the Rhymed Poetry and the Rhymed Lines in the Nonrymed Poetry. Columbus, OH : Slavica Publishers, Inc. 369 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.2.13

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru