Эволюция погребального обряда хакасов: факторы сохранения системной целостности

Лариса Викторовна Анжиганова, Маргарита Юрьевна Арчимаева

Аннотация


В работе осуществлен анализ основных этапов и факторов эволюции погребального обряда хакасов начиная с древности до начала XXI в. Под понятием «погребальный обряд» авторы понимают систему действий, объединенных единством мировоззренческих оснований, совершаемых с момента смерти человека, во время погребения и после похорон в виде поминальных ритуалов. Анализ научной литературы показал, что погребальный обряд рассматривался как объект либо археологических, либо этнографических изысканий, а также, что потребность рассмотреть обряд в его системной целостности требует культурологического анализа.  

Погребальный обряд хакасов в своих мировоззренческих основах начал формироваться еще в период тагарской культуры VIII–II вв. до н. э. Он соответствовал вертикально-горизонтальной структуре мира, проводился в соответствии с культами Неба, Земли, Огня. Таковым он оставался и в последующие периоды развития народа.

В ХVIII — начале ХХ1 в. обрядность испытала влияние ряда факторов, в большей степени повлиявших на форму, но не на содержание ритуалов. Так, влияние господствующего рода кыргызов выразилось в доминировании обряда по типу трупосожжения. Взаимодействие различных этнических групп и родов (сеоков) Саяно-Алтая также внесло некоторые новации в обряд и оформление памятников. Особое влияние на проведение погребального обряда хакасов могла бы оказать христианизация, но он сохранил свою целостность. Атеизм ХХ в. лишь изменил форму надгробного памятника, когда распространились постаменты с пятиконечной звездой. В ХXI в. происходит восстановление этнической культуры хакасов. Хакасы выказывают живой интерес к традиционным формам, в том числе в погребальной обрядности.


Ключевые слова


погребальный обряд; хакасы; кыргызы; этническая культура; эволюция обряда; факторы культуры; системная целостность

Полный текст:

PDF

Литература


Бутанаев, В. Я. (1989) Погребально-поминальные обряды хакасов в XIX — начале XX вв. // Историко-культурные связи народов Южной Сибири. Абакан : ХакНИИЯЛИ. С. 107–132.

Бутанаев, В. Я. (1990) Этническая история хакасов XVII–XIX вв. / Материалы к серии «Народы Советского Союза». Вып. III. М. : ИЭиЭА им. Н. М. Миклухо-Маклая АН СССР. 273 с.

Бутанаев, В. Я., Худяков, Ю. С. (2000). История енисейских кыргызов. Абакан : Изд-во ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 272 с.

Длужневская, Т. Д. (1989) Погребально-поминальная обрядность кыргызов и шаманский погребальный обряд тюркоязычных народов Саяно-Алтая и Южной Сибири // Жречество и шаманизм в скифскую эпоху. СПб. : Наука. 202 с. С. 134–136.

Кызласов, И. Л. (1993) Мировоззренческая основа погребального обряда // Российская археология. № 1. С. 98–112.

Кызласов, Л. Р. (1975) Курганы средневековых хакасов (аскизская культура) // Первобытная археология Сибири / отв. ред. А. М. Мандельштам. Л. : Наука. 221 с. С. 193–211.

Липский, А. Н. (1963) Афанасьевское в карасукской эпохе и карасукское у хакасов // Материалы и исследования по археологии, этнографии и истории Красноярского края. Красноярск : Красноярское книжное изд-во. 165 с. С. 57–78.

Майнагашев, С. Д. (1915) Загробная жизнь по представлению турецких племен Минусинского края // Живая старина. Петроград : Типография В.Д. Смирнова. С. 277–292.

Образцы народной литературы тюркских племен, изданные В. Радловым (1907). Часть IX: Наречия урянхайцев (сойотов), абаканских татар и карагасов. Тексты, собранные и переведенные Н. Ф. Катановым. Перевод. СПб. 658, [2] c.

Сорокин, П. А. (1993) Система социологии : в 2 т. М. : Наука. Т. 1. 448 с.

Худяков, Ю. С. (1983) Погребение по обряду трупоположения // Историческая этнография: традиции и современность. Вып. 2. Л. : Издательство Ленинградского университета. C. 141–148.

REFERENCES

Butanaev, V. Ia. (1989) Pogrebal'no-pominal'nye obriady khakasov v XIX — nachale XX vv. In: Istoriko-kul'turnye sviazi narodov Iuzhnoi Sibiri. Abakan : KhakNIIIaLI. Pp. 107–132. (In Russ.).

Butanaev, V. Ia. (1990) Etnicheskaia istoriia khakasov XVII–XIX vv. / Materialy k serii «Narody Sovetskogo Soiuza». Vol. III. Moscow, IEiEA im. N. M. Miklukho-Maklaia AN SSSR. 273 p. (In Russ.).

Butanaev, V. Ia. and Khudiakov, Iu. S. (2000). Istoriia eniseiskikh kyrgyzov. Abakan, Izd-vo KhGU im. N. F. Katanova. 272 p. (In Russ.).

Dluzhnevskaia, T. D. (1989) Pogrebal'no-pominal'naia obriadnost' kyrgyzov i shamanskii pogrebal'nyi obriad tiurkoiazychnykh narodov Saiano-Altaia i Iuzhnoi Sibiri. In: Zhrechestvo i shamanizm v skifskuiu epokhu. St. Petersburg, Nauka. 202 p. Pp. 134–136. (In Russ.).

Kyzlasov, I. L. (1993) Mirovozzrencheskaia osnova pogrebal'nogo obriada. Rossiiskaia arkheologiia, no. 1, pp. 98–112. (In Russ.).

Kyzlasov, L. R. (1975) Kurgany srednevekovykh khakasov (askizskaia kul'tura). In: Pervobytnaia arkheologiia Sibiri, ed. A. M. Mandel'shtam. Leningrad, Nauka. 221 p. Pp. 193–211. (In Russ.).

Lipskii, A. N. (1963) Afanas'evskoe v karasukskoi epokhe i karasukskoe u khakasov. In: Materialy i issledovaniia po arkheologii, etnografii i istorii Krasnoiarskogo kraia. Krasnoiarsk, Krasnoiarskoe knizhnoe izd-vo. 165 p. Pp. 57–78. (In Russ.).

Mainagashev, S. D. (1915) Zagrobnaia zhizn' po predstavleniiu turetskikh plemen Minusinskogo kraia. In: Zhivaia starina. Petrograd : Tipografiia V.D. Smirnova. Pp. 277–292. (In Russ.).

Obraztsy narodnoi literatury tiurkskikh plemen, izdannye V. Radlovym (1907). Vol. IX: Narechiia uriankhaitsev (soiotov), abakanskikh tatar i karagasov. Teksty, sobrannye i perevedennye N. F. Katanovym, transl. St. Petersberg. 658, [2] p. (In Russ.).

Sorokin, P. A. (1993) Sistema sotsiologii : in 2 vol. Moscow, Nauka. Vol. 1. 448 p. (In Russ.).

Khudiakov, Iu. S. (1983) Pogrebenie po obriadu trupopolozheniia. In: Istoricheskaia etnografiia: traditsii i sovremennost'. Vol. 2. Leningrad, Izdatel'stvo Leningradskogo universiteta. Pp. 141–148. (In Russ.).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2017.2.8

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru