Организационная культура российской гуманитарной научной организации (на примере Института психологии РАН)

Анастасия Евгеньевна Воробьева

Аннотация


В статье представлено исследование организационной культуры научной организации как части национальной научно-исследовательской культуры. Особую актуальность она приобретает в ситуации современного реформирования российской науки.

Организационная культура понимается как характеристика организации, в которой особую роль играют ценности. Отмечается специфика организационной культуры в связи с отраслью деятельности организации. Ценности конкретной научной организации определяются не только ценностями мировой науки, но и ценностями национальной культуры. Для функционирования научных организаций в советский период было характерно следующее: результат деятельности трудно применим на практике, высокая субъективность оценки квалификационных работ, свободный режим труда, недостаточность материального оснащения. На современном этапе отмечаются следующие проблемы в российской науке: низкие зарплата и социально-экономический статус, старение кадров, двойная занятость и др.

Представлены результаты исследования, выполненного автором в 2015 г. на четырех фокус-группах, состоящих из 20 сотрудников разных лабораторий Института психологии РАН. В качестве теоретического основания исследования выбрана целостная концепция, относящаяся к школе моделирования, — концепция организационной культуры Э. Х. Шейна. На ее основе был составлен план группового интервью. Контент-анализ позволил выявить ценности и базовые представления организационной культуры института во мнениях сотрудников. Наиболее значимыми ценностями для ученых оказались свобода и сохранение традиций, а наиболее значимыми базовыми представлениями — свобода и научная школа.

Установлено, что в целом в организационной культуре современной российской гуманитарной научной организации во многом сохраняются элементы, унаследованные ею от советской гуманитарной научной организации.


Ключевые слова


Институт психологии РАН; организационная культура; базовые представления; гуманитарная научная организация; научная культура; ценности науки

Полный текст:

PDF

Литература


Аллахвердян, А. Г. (2014) Динамика научных кадров в советской и российской науке: сравнительно-историческое исследование. М. : Когито-Центр. 263 с.

Белкин, П. Г., Емельянов, Е. Н., Иванов, М. А. (1987) Социальная психология научного коллектива. М. : Наука. 214 с.

Дежина, И. Г. (2006) Механизмы государственного финансирования науки в России. М. : ИЭПП. 130 с.

Дежина, И. Г. (2008) Государственное регулирование науки в России. М. : Магистр. 430 с.

Дежина, И. Г., Грэхем, Л. (2009) Наука в новой России: кризис, помощь, реформы. Ростов н/Д. : Изд-во Южн. федер. ун-та. 240 с.

Иванова, Н. И. (2001) Формирование и эволюция национальных инновационных систем. М. : ИМЭМО РАН. 155 с.

Каган, М. С. (1997) Философская теория ценности. СПб. : Петрополис. 205 с.

Коннов, В. И. (2014) Социально-психологические основы национальной научно-исследовательской культуры // Психологический журнал. Т. 35. № 5. С. 19–27.

Левченко, Е. В. (2006) Отображение психоанализа в отечественных учебниках// Методология и история психологии. Т. 1. Вып. 2. С. 128–137.

Липатов, С. А. (1997) Организационная культура: концептуальные модели и методы диагностики // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. № 4. С. 55–65.

Лук, А. Н. (1982) Роль ученых-организаторов в развитии науки. Научно-аналитический обзор. М. : ИНИОН. 46 с.

Проблема эффективности труда ученого (1984). Реферат. сб. / отв. ред. А. А. Игнатьев. М. : ИНИОН. 272 с.

Семенов, Е. В. (2008) Человеческий капитал в российской науке // Информационное общество. Вып. 1–2. С. 106–123.

Тихомирова, О. Г. (2008) Организационная культура: формирование, развитие и оценка. СПб. : ИТМО. 154 с.

Ушаков, Д. В., Валуева, Е. А. (2006) Параллельные открытия в отечественной и зарубежной психологии: пример интуиции и имплицитного научения // Образ российской психологии в регионах страны и в мире : мат. Междунар. Форума и Школы молодых ученых ИП РАН, 24–28 сентября 2006 г. / отв. ред. А. А. Алексапольский, И. С. Кострикина, А. В. Юревич. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 431 с. С. 32–44.

Чернышев, А. С., Сарычев, С. В., Елизаров, С. Г. (2015) К вопросу о перспективах отечественной психологии в решении задач российского общества // Психологический журнал. Т. 36. № 2. С. 113–119.

Шейн, Э. Х. (2002) Организационная культура и лидерство. СПб. : Питер. 336 с.

Юревич, А. В. (2008) Ценностные основания психологической науки // Ценностные основания психологической науки и психология ценностей / отв. ред. В. В. Знаков, Г. В. Залевский. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 344 с. С. 21–40.

Юревич, А. В. (2015) Имеет ли наука национальные особенности? // Психологический журнал. Т. 36. № 1. С. 123–132.

Юревич, А. В., Цапенко, И. П. (2010) Наука в современном российском обществе. М. : Изд-во «Институт психологии РАН». 335 с.

Balzer, H. D. (1989) Soviet science on the edge of reform. Boulder : Westview. 290 p.

Deal, T. E., Kennedy, A. A. (1982) Corporate cultures: The rites and rituals of corporate life. Reading : Addison-Wesley Publishing Company. 232 p.

Jaques, E. (1951) The changing culture of factory. L. : Tavistock Institute. 341 p.

Michon, C., Stern, P. (1985) La dynamisation sociale. P. : Ed. d’organisation. 115 p.

Mohan, M. L. (1993) Organizational communication and cultural vision. Albany : State University of New York Press. 202 p.

Ouchi, W. G. (1981) Theory Z : How American Business Can Meet the Japanese Challenge. Reading : Addison-Wesley Publishing Company. 192 p.

Peters, T. J., Waterman, R. H. (1982) In search of excellence : Lessons from America's Best-Run Companies. N. Y. : Harper and Row. 360 p.

Whyte, W. H. (1956) The organization man. N.Y. : Doubleday. 471 p.

REFERENCES

Allaverdian, A. G. (2014) Dinamika nauchnykh kadrov v sovetskoi i rossiiskoi nauke: sravnitel'no-istoricheskoe issledovanie. Moscow, Kogito-Tsentr. 263 p. (In Russ.).

Belkin, P. G., Emel'ianov, E. N. and Ivanov, M. A. (1987) Sotsial'naia psihologiia nauchnogo kollektiva. Moscow, Nauka. 214 p. (In Russ.).

Dezhina, I. G. (2006) Mehanizmy gosudarstvennogo finansirovaniia nauki v Rossii. Moscow, IEPP. 130 p. (In Russ.).

Dezhina, I. G. (2008) Gosudarstvennoe regulirovanie nauki v Rossii. Moscow, Magistr. 430 p. (In Russ.).

Dezhina, I. G. and Graham, L. (2009) Nauka v novoi Rossii: krizis, pomoshch, reformy. Rostov na Donu, Yuzhn. feder. un-t Publ. 240 p. (In Russ.).

Ivanova, N. I. (2001) Formirovanie i evoliutsia natsional'nykh innovatsionnykh sistem. Moscow, IMEMO RAN. 155 p. (In Russ.).

Kagan, M. S. (1997) Filosofskaia teoria tsennosti. St. Petersburg, Petropolis. 205 p. (In Russ.).

Konnov, V. I. (2014) Sotsial'no-psikhologicheskie osnovy natsional'noi nauchno-issledovatel'skoi kul'tury. Psihologicheskii zhurnal, vol. 35, no. 5, pp. 19–27. (In Russ.).

Levchenko, E. V. (2006) Otobrazhenie psikhoanaliza v otechestvennykh uchebnikakh. Metodologia i istoriia psihologii, vol. 1, issue 2, pp. 128–137. (In Russ.).

Lipatov, S. A. (1997) Organizatsionnaia kul'tura: kontseptual'nye modeli i metody diagnostiki. Vestnik Moskovskogo universiteta, issue 14, Psikhologiia, no. 4, pp. 55–65. (In Russ.).

Luk, A. N. (1982) Rol' uchenykh-organizatorov v razvitii nauki. Nauchno-analiticheskii obzor. Moscow, INION. 46 p. (In Russ.).

Problema effektivnosti truda uchenogo (1984). Referat. sb., ed. A. A. Ignat'ev. Moscow, INION. 272 p. (In Russ.).

Semenov, E. V. (2008) Chelovecheskii kapital v rossiiskoi nauke. Informatsionnoe obshchestvo, issue 1–2, pp. 106–123. (In Russ.).

Tikhomirova, O. G. (2008) Organizatsionnaia kul'tura: formirovanie, razvitie i otsenka. St. Petersburg, ITMO. 154 p. (In Russ.).

Ushakov, D. V. and Valueva, E. A. (2006) Parallel'nye otkrytia v otechestvennoi i zarubezhnoi psikhologii: primer intuitsii i implitsitnogo naucheniia. In: Obraz rossiiskoj psihologii v regionakh strany i v mire : mat. Mezhdunar. Foruma i Shkoly molodykh uchenykh IP RAN, 24–28 sentiabria 2006 g., ed. A. A. Aleksapol'skii, I. S. Kostrikina and A. V. Yurevich. Moscow, Institut psihologii RAN Publ. 431 p. Pp. 32–44. (In Russ.).

Chernyshev, A. S., Sarychev, S. V. and Elizarov, S. G. (2015) K voprosu o perspektivakh otechestvennoi psikhologii v reshenii zadach rossiiskogo obshchestva. Psihologicheskii zhurnal, vol. 36, no. 2, pp. 113–119. (In Russ.).

Schein, E. H. (2002) Organizatsionnaia kul'tura i liderstvo. St. Petersburg, Piter. 336 p. (In Russ.).

Yurevich, A. V. (2008) Tsennostnye osnovaniia psikhologicheskoi nauki. In: Tsennostnye osnovaniia psikhologicheskoi nauki i psikhologiia tsennostei, ed. V. V. Znakov and G. V. Zalevskii. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ. 344 p. Pp. 21–40. (In Russ.).

Yurevich, A. V. (2015) Imeet li nauka natsional'nye osobennosti? Psihologicheskii zhurnal, vol. 36, no. 1, pp. 123–132. (In Russ.).

Yurevich, A. V. and Tsapenko, I. P. (2010) Nauka v sovremennom rossiiskom obshchestve. Moscow, Institut psikhologii RAN Publ. 335 p. (In Russ.).

Balzer, H. D. (1989) Soviet science on the edge of reform. Boulder, Westview. 290 p.

Deal, T. E. and Kennedy, A. A. (1982) Corporate cultures: The rites and rituals of corporate life. Reading : Addison-Wesley Publishing Company. 232 p.

Jaques, E. (1951) The changing culture of factory. London, Tavistock Institute. 341 p.

Michon, C. and Stern, P. (1985) La dynamisation sociale. Paris, Ed. d’organisation. 115 p.

Mohan, M. L. (1993) Organizational communication and cultural vision. Albany, State University of New York Press. 202 p.

Ouchi, W. G. (1981) Theory Z : How American Business Can Meet the Japanese Challenge. Reading : Addison-Wesley Publishing Company. 192 p.

Peters, T. J. and Waterman, R. H. (1982) In search of excellence : Lessons from America's Best-Run Companies. N. Y. : Harper and Row. 360 p.

Whyte, W. H. (1956) The organization man. New York, Doubleday. 471 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.3.18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru