Образование для XXI века: парадигмы профессора И. М. Ильинского

Сергей Иванович Плаксий

Аннотация


В статье анализируется научный вклад профессора И. М. Ильинского, доктора философских наук, профессора, ректора Московского гуманитарного университета, главного редактора журнала «Знание. Понимание. Умение» в разработку проблем современного высшего образования.

Для успешной реальной модернизации российского высшего образования нужны, во-первых, идеи, адекватные необходимости опережающего развития образования, во-вторых, их теоретическая проработка, а в-третьих, требуется, чтобы эти идеи и построенная на их основе наука образования сочетались с практикой и овладели умами тех, кто руководит образованием, и тех, кто им реально повседневно занимается (учителей, преподавателей и т. д.).

Поиску новых парадигм качественного образования, сориентированного на реалии современного общества и перспективы развития цивилизации, посвящены философские исследования И. М. Ильинского. Он выдвинул, обосновал немало интересных и плодотворных идей, которые имеют существенное теоретическое и практическое значение.

И. М. Ильинский сформулировал новую парадигму педагогики понимания и сотрудничества, включающую в себя триаду «знание ­— понимание — умение», переосмысление предметности и содержания образования, его актуализацию, отношение к студенту как к личности, как к полноправному и полноценному партнеру в системе образования. Предложил и обосновал образовательную парадигму, имеющую более широкий контекст, чем педагогическая парадигма, и охватывающую все аспекты образования (от финансовых, организационных, правовых до содержательных и воспитательных). Впервые в отечественной литературе системно исследовал истоки возникновения, природу и смысл, правовые основы и экономическую сущность негосударственного (прежде всего высшего) образования.

В его трудах сформулирована современная парадигма образования для XXI в., миссией которого является обеспечение устойчивого развития общества и личности, а основными чертами становятся опережающий характер, гуманизация, непрерывность, развивающее, социально ответственное, личностно ориентированное образование, приводящее к достижению обучающимися уровня понимания, саморазвития и самореализации на базе широкого, фундаментального, открытого многовариантного обучения, в котором приоритет отдается творчеству, пониманию смыслов и инновациям. 


Ключевые слова


Игорь Михайлович Ильинский; парадигма образования; российское высшее образование; «Знание. Понимание. Умение»; проблема понимания; научный вклад

Полный текст:

PDF

Литература


Гумбольдт, В. фон. (2002) О внутренней и внешней организации высших научных заведений в Берлине / пер. с нем. С. Шамхаловой [Электронный ресурс] // Неприкосновенный запас. № 2 (22). URL: http://magazines.russ.ru/nz/2002/22/gumb.html (дата обращения: 12.02.2016).

Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации за 2013 г. (2013) / под общ. ред. С. Н. Бобылева. М. : ООО «РА ИЛЬФ». 202 с.

Ильинский, И. М. (2002a) Образовательная революция. М. : Изд-во Моск. гуманит.-социальн. академии. 592 с.

Ильинский, И. М. (2002b) XX век: кризис понимания. Доклад на Международной научной конференции «Итоги XX века», посвященной 80-летию А. А. Зиновьева. Москва, МГСА, 15 ноября 2002 г. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 32 с.

Ильинский, И. М. (2004) Негосударственные вузы России: опыт са-моидентификации. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 352 с.

Ильинский, И. М. (2006) Образование. Молодежь. Человек. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 560 с.

Ильинский, И. М. (2014) «Знание — понимание — умение» как формула перспективной научной и образовательной политики // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–17.

Кун, Т. (1977) Структура научных революций / пер. с англ. И. З. Налетова. М. : Прогресс. 300 с.

Медоуз, Д., Рандерс, Й., Медоуз, Д. (2007) Пределы роста: 30 лет спустя. М. : Академкнига. 342 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.2.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru