Адаптация первокурсников в образовательной среде вуза как период эволюционных преобразований (на примере Ульяновского государственного технического университета)

Татьяна Львовна Стенина

Аннотация


Адаптация студентов в контексте педагогики высшей школы рассматривается как результат педагогического взаимодействия субъектов образования, направленный на присвоение студентами (интериоризацию) ценностей профессионального образования. Адаптация студентов происходит в определенном пространственно-временном континууме — среде. Если связать среду и субъект адаптации прямой линией управляющих сигналов и линией обратной связи, то получим систему, учитывающую различия между действием и его результатами. Опыт показывает, что подобная системная организация процесса адаптации первокурсников существенно повышает его эффективность.

В статье рассмотрен процесс организации образовательной среды вуза, способствующей приобщению первокурсников к ценностям высшей школы, исторически сложившимся вузовским традициям, адаптации в системе внутренних и внешних каналов коммуникации. Первокурсники, попадая в новую для себя среду высшего учебного заведения, начинают взаимодействовать с ней посредством включения в различные виды деятельности.

Анализ основан на материалах комплексной Программы социокультурной адаптации студентов первого курса в социально-педагогическом пространстве вуза, которая реализуется с 2009 г. в Ульяновском государственном техническом университете, а также дополнительного исследования с участием 475 первокурсников (технические и гуманитарные специальности) вуза. Применение комплекса апробированных в педагогических экспериментах процедур оценки (опрос, анкетирование, включенное наблюдение, фокус-группы) позволило получить наиболее точный результат. Были определены критерии и показатели, иллюстрирующие процесс адаптации первокурсников в когнитивном, мотивационно-ценностном, деятельностном и рефлексивном компонентах.

Сопоставление начального и конечного результатов исследования позволило сделать вывод об эффективности реализации программы.


Ключевые слова


Ульяновский государственный технический университет; адаптация студентов; первокурсник; образовательная среда вуза

Полный текст:

PDF

Литература


Буянова, И. Б. (2005) Социокультурная адаптация выпускников сельских школ к условиям педагогического вуза : автореф. дис. … канд. пед. наук. Саранск. 24 с.

Гостева, Л. З., Еленская, Д. А. (2013) Проблема адаптации студентов первого курса в высшем учебном заведении (на примере АмГУ) // Вестн. Амурск. гос. ун-та. Вып. 54. С. 86–91.

Ермаченко, Н. А., Середа, В. А. (2012) Адаптация первокурсников к условиям обучения в УрГПУ // Инновации в науке. № 9. C. 52–61.

Жегульская, Ю. В. (2014) Социально-педагогическая адаптация студентов вуза культуры и искусств средствами культурно-досуговой деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. Челябинск. 26 с.

Кузнецова, Г. В. (2013) Адаптация первокурсников к вузовской среде [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «Наша сеть». 25 марта. URL: http://nsportal.ru/vuz/pedagogicheskie-nauki/library/2013/03/25/adaptatsiya-pervokursnikov-k-vuzovskoy-srede [архивировано в WebCite] (дата обращения: 29.05.2015).

Оноприенко, Ю. И. (2003) Эволюционная биология. Системно-информационный подход. Магадан. : СВНЦ ДВО РАН. 230 с.

Семенова, В. Ю. (2011) Социокультурная адаптация современных студентов // Вестн. Казанск. гос. ун-та культуры и искусств. № 1. С. 49–52.

Старосотникова, В. Ю. (2010) Стратегии профессиональной адаптации студентов в социальном пространстве высших учебных заведений : автореф. дис. … канд. соцол. наук. Нижний Новгород. 32 с.

Шмальгаузен, И. И. (1968) Кибернетические вопросы биологии. Новосибирск : Наука, Сибирское отделение. 224 с.

Шолохова, Г. П., Чикова, И. В. (2014) Адаптация первокурсников к условиям обучения в вузе и ее психолого-педагогические особенности // Вестн. Оренбургск. гос. ун-та. № 3 (164). С. 103–107.

Шпак, Л. Л. (1992) Социокультурная адаптация: сущность, направление, механизмы реализации : дис. … д-ра социол. наук. Кемерово. 398 с.

Флиер, А. Я. (1995) Культурогенез. М. : РИК. 128 с.

Яковлева, М. В. (2000) Педагогические основы адаптации первокурсников к обучению в вузе : автореф. дис. … канд. пед. наук Улан-Удэ. 26 c.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2016.1.20

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru