Содержание комплементарных стереотипов в оценках обучающихся психологов
Аннотация
Нахождение человека в различных социальных системах подразумевает его взаимоотношение с другими людьми, установление межличностных связей. От того, насколько члены групп проявят готовность к адекватному восприятию партнеров по общению, зависит продуктивность их совместной деятельности. Однако проявляющиеся в сознании человека стереотипы по отношению к другим людям, включая комплементарные, дополнительные, искажают процесс совместного восприятия и взаимодействия.
Выяснить особенности содержания комплементарных стереотипов стало основной целью исследования.
Оценка содержания комплементарных стереотипов компетентности и теплоты проводилась как исследовательская программа с участием слушателей, получающих послевузовское образование на курсах повышения квалификации в Национальном исследовательском институте дополнительного образования и профессионального обучения г. МосквыКлючевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Артемов, В. Л. (2016) Стереотипизация сознания — секрет воздействия средств массовой информации // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 3. С. 43–52.
Григорьев, Д. С. (2020) Модель содержания стереотипов и этнические стереотипы в России // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 23 № 2. С. 215–244.
Нартова-Бочавер, С. К., Астанина, Н. Б. (2014) Психологические проблемы справедливости в зарубежной персонологии: теории и эмпирические исследования // Психологический журнал. Т. 35. № 1. С. 16–32.
Теория оправдания систем: новый взгляд на проблему неравенства (2021) / Е. Р. Агадуллина [и др.] // Современная зарубежная психология. Т. 10. № 1. С. 132–141.
Тылец, В. Г., Краснянская, Т. М. (2022) Психологические подходы к пониманию концепции личной безопасности // Знание. Понимание. Умения. № 2. С. 263–270.
Улыбина, Е. В., Аббасова, С. Э. (2021) Поддержка статус-кво как мотив: объяснение терпимости к социальному неравенству в теории оправдания систем Дж. Джоста // Психологические исследования. Т. 14. № 76.
Эриксон, Э. (2006) Идентичность: юность и кризис = Identity: Youth and Crisis: учеб. пособие : пер. с англ. 2-е изд. М. : Флинта : Прогресс : Московский психолого-социальный институт. 352 с.
Durante, F., Tablante, C. B., Fiske, S. T. (2017) Poor but Warm, Rich but Cold (and Competent): Social Classes in the Stereotype Content Model // Journal of Social Issues. Vol. 73. № 1. P. 138–157.
A model of (often mixed) stereotype content: Competence and warmth respectively follow from perceived status and competition (2002) / S. T. Fiske, A. J. C. Cuddy, P. Glick et al. // Journal of Personality and Social Psychology. Vol. 82. № 6. P. 878–902.
Jost, J. T., Banaji, M. R. (1994) The role of stereotyping in system-justification and the production of false consciousness // British Journal of Social Psychology. No. 33. P. 1–27.
Schmitz, M., & Yzerbyt, V. (2022) Direct and indirect dimensional compensation: Is there a difference between observers and group members? Group Processes & Intergroup Relations, Vol. 25. № 2. P. 335–353.
Tajfel, H., Turner, J. C. (1986) The social identity theory of intergroup behavior / S. Worchel & W. G. Austin (Eds.), The psychology of intergroup relations. Chicago : Nelson-Hall. Pp. 7–24.
Yzerbyt, V. (2018) The dimensional compensation model: Reality and strategic constraints on warmth and competence in intergroup perceptions. In Agency and communion in social psychology. Pp. 126–141.
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2025.3.17
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/