Синквейн как культурно-педагогический феномен и средство анализа представлений детей старшего школьного возраста о семье

Елена Николаевна Суворкина

Аннотация


В статье осуществляется анализ феномена «синквейн» в рамках культурологической и педагогической парадигмы. Такой двойной анализ необходим вследствие того, что дидактический (педагогический) синквейн основывается на двух жанрах японской поэзии — хайку (хокку) и танка. Первый представляет собой жанр, для которого характерно создание 17-слогового нерифмованного конструкта, состоящего из трех строк; второй — 31-слогового нерифмованного произведения из пяти строк. В свою очередь, синквейн — пятистрочный нерифмованный конструкт. Его востребованность в обучении обусловлена его универсальностью. Как педагогический синквейн, он может быть создан на любую тему по различным дисциплинам в рамках непрерывного образования «детский сад — школа — вуз», а также в рамках различных мероприятий внеучебного плана. Синквейн дает возможность быстро оценить уровень, глубину полученных знаний обучающегося, а также его позицию по конкретному вопросу в зависимости от поставленной цели.

В настоящей статье приведены результаты применения синквейна на внеучебном мероприятии по анализу представлений школьников (11 класс) о семье, их ценностных понятий и ориентаций в контексте семейных, детско-родительских отношений

Ключевые слова


синквейн; семья; дети; культурно-педагогический феномен; дидактический синквейн; педагогический синквейн; хайку; хокку; танка; японская поэзия

Полный текст:

PDF

Литература


Указ Президента РФ от 22 ноября 2023 г. № 875 «О проведении в Российской Федерации Года семьи» [Электронный ресурс]. URL : http://publication.pravo.gov.ru/document/0001202311220013?ysclid=lxz45d4fia925196704 (дата обращения: 28.06.2024).

Анфимова, Е. Б. (2013) Дидактический синквейн как многофункциональный инструмент в работе преподавателя в университете // Вестник НовГУ. № 74. С. 7–9.

Ашим, У. М. (2015) Синквейн как средство развития творческих способностей учащихся // Полилингвиальность и транскультурные практики. № 5. С. 237–241.

Бахман, Е. В. Синквейны на уроках химии // День за днем. Наука. Образование. Культура [Электронный ресурс]. URL: https://www.den-za-dnem.ru/page.php?article=410&ysclid=m1666z1ozf275846611 (дата обращения: 17.09.2024).

Боронина, И. А. (1978) Поэтика классического японского стиха (VIII–XIII вв.). М. : Наука. 374 с.

Бреславец, Т. И. (1994) Поэзия танка // Очерки японской поэзии IX–XVII веков. М. : Восточная литература. С. 5–74.

Долин, А. (2011) Поэзия и поэтика хайку // Вестник культурологии. № 3. С. 111–121.

Злыгостев, В. Ю. (2022) Мир хокку. «Жизнь между строк»: философия недосказанности в японской поэзии хокку // Символ науки. № 8–1. С. 55–61.

Кендиван, О. Д-С., Куулар, Л. Л. (2014) Дидактические синквейны как средство активизации познавательной деятельности учащихся // Фундаментальные исследования. № 3. С. 827–829.

Кобякова, Г. Н. (2015) Синквейн — технология в логопедической практике // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. № 2. С. 53–57.

Конрад, Н. И. (1973) Очерки японской литературы. М. : Художественная литература. 462 с.

Макаренко, А. С. (1955) О воспитании в семье: избранные педагогические произведения. М. : Учпедгиз. 320 с.

Митина, Е. В. (2024) Синквейн в работе по развитию речи дошкольников с ТНР // Вестник науки. № 3. С. 231–233.

Мордвинова, Т. Синквейн на уроке литературы // Открытый урок. Первое сентября [Электронный ресурс]. URL: https://urok.1sept.ru/articles/518752 (дата обращения: 28.09.2024).

Песни осеннего ветра. Новые шедевры танка и хайку японского Серебряного века (2015) / сост. и пер. с яп. А. А. Долина. СПб. : Гиперион. 304 с.

Сергеева, А. Н., Чеботарева, Е. Ю. (2006) Влияние развода родителей на психическое развитие детей младшего школьного и подросткового возраста // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. № 2. С. 106–114.

Чибирев, Ю. Г. (2024) Использование синквейнов в развитии способности резюмировать информацию в нескольких словах // Профессиональная ориентация. № 1–1. С. 60–63.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2025.3.15

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru