Телесность как философская категория в античной и средневековой философии

Александр Александрович Ишутин

Аннотация


Настоящая работа ставит своей целью выявить содержание концепции телесности в период Античности и Средневековья. Для достижения поставленной цели были применены сравнительный и исторический методы. Автор статьи подчеркивает, что на указанных исторических этапах было распространено убеждение о неразрывной связи тела и души, представляющих собой единую целостность. Так, в античном философском наследии, преимущественно представленном учениями Платона и Аристотеля, утверждается взаимозависимость телесного и душевного начал, где именно душа служит источником жизни и активности человеческого организма. В средневековую эпоху данная концепция получила дальнейшее развитие благодаря влиянию христианского богословия, которое также настаивало на единстве человеческой природы, включающей в себя как духовное, так и материальное начало. Обе культурные традиции уделяют особое внимание стремлению достичь гармоничного сосуществования тела и души.

Автор статьи приходит к выводу, что философское осмысление телесности углубляет наше понимание человеческого существования и открывает новые горизонты в изучении человека как многомерного существа, в котором тело играет центральную роль. В эпоху стремительно трансформирующейся реальности, когда традиционные физические рамки утрачивают свою четкость, исследование человеческой телесности сохраняет свое значение как для философской мысли, так и для множества смежных областей науки

Ключевые слова


телесность; тело; душа; материя; постгуманизм; целостность

Полный текст:

PDF

Литература


Аристотель (1976) Соч. : в 4 т. М. : Мысль. Т. 1. С. 371–448.

Асмус, В. Ф. (1976) Античная философия. М. : Высшая школа, 544 с.

Библия (2014) Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М. : Российское библейское общество. 1377 с.

Гаджикурбанов, А. Г. (2012). Проблема взаимоотношения души и тела у Блаженного Августина (философский взгляд) // Сретенский сборник. Научные труды преподавателей СДС. № 3. С. 148–167.

Делез, Ж., Гваттари, Ф. (2008) Анти-Эдип: капитализм и шизофрения. Екатеринбург : У-Фактория. 672 с.

Ишутин, А. А. (2020) Постмодернизм vs целостность: социально-политический дискурс // Журнал политических исследований. 2020. Т. 4. №.3. С. 70–79.

Палама Григорий. Триады в защиту священно-безмолвствующих / пер., послесл., прим. В. В. Бибихина. 2-е изд. СПб. : Наука, 2007.

Платон (1993) Собр. соч. в 4 т. Т. 2. М. : Мысль. 528 с.

Ремизов, В. А., Ирхен, И. И. (2018) Тело человека как социокультурный феномен // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 89–103.

Саевская, М. А. (2024) Философские основы человека и общества // Обществознание : учебник / Ф. И. Долгих, А. А. Ишутин, В. И. Мажников [и др.] ; под ред. Ф. И. Долгих. М. : Университет «Синергия». С. 22–65.

Семенов, В. В. (2005) Утраченная интуиция. Диалектика. Интуиция. Эмпиризм. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН. 70 с.

Философский словарь (2003) : пер. с нем. / основан Г. Шмидтом ; под ред. Г. Шишкоффа ; общ. ред. В. А. Малинина. 22-е изд. М. : Республика. 576 с.

Фома Аквинский (2004) Сумма против язычников. Книга вторая / пере. и прим. Т. Ю. Бородай. М. : Институт философии, теологии и истории св. Фомы. 584 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2025.3.8

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru