Обучение служением как современный проектный образовательно-воспитательный подход

Марина Георгиевна Солнышкина

Аннотация


С 2024/25 учебного года в соответствии с распоряжением Минобрнауки России в Московском гуманитарном университете введена новая учебная дисциплина «Общественный проект “Обучение служением”», которая реализуется на базе современного проектного образовательно-воспитательного подхода «Обучение служением». В статье обсуждается воспитательный потенциал данного образовательного подхода, основанного на формировании проектных компетенций студентов для выявления и решения общественно значимых проблем в процессе коллективной творческой профессиональной деятельности. Используется концепция социального проектирования В. А. Лукова.


Ключевые слова


обучение служением; воспитательный потенциал обучения служением; понятийный контекст социального служения; концепции социально-проектной деятельности; интеграция академических дисциплин с навыками общественно полезной работы

Полный текст:

PDF

Литература


Указ Президента РФ от 7 мая 2024 г. № 309 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года и на перспективу до 2036 года». [Электронный ресурс]. URL: http://www.kremlin.ru/events/president/news/73986// (дата обращения: 05.05.2025).

Гаете Сепулведа, М. А. (2022) Обучение служением через проектно-прикладную деятельность. Методические рекомендации для университетов / отв. ред. М. Ю. Славгородская. М. : Грифон. 90 с. С. 7–14.

Ильинский, И. М. (1995) Молодежь России: воспитание жизнеспособных поколений : докл. Ком. РФ по делам молодежи / авт. колл.: И. М. Ильинский [и др.]; Ком. РФ по делам молодежи. М. 256 с.

Ищенко, Н. С. (2017) Социокультурное пространство как статическая характеристика социокультуры [Электронный ресурс] // Философско-культурологические исследования. URL: https://www.academia.edu/38013678/%D0%98%D1%89%D0%B5%D0%BD%D0%BA (дата обращения: 20.05.2025).

Ковалева, А. И. (2021) Динамика воспитательной функции высшей школы в России // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 33–47.

Ковалева, А. И., Солнышкина, М. Г. (2025) Стартовый потенциал адаптации первокурсников в вузе и воспитательная работа // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 1. C. 23–32.

Луков, В. А. (2003) Социальное проектирование : учеб. пособие. 3-е изд., перераб. и доп. М. : Флинта. 224 с.

Методические рекомендации по реализации модуля «Обучение служением» в образовательных организациях высшего образования Российской Федерации (2023) / В. С. Никольский, А. Н. Зленко, Т. В. Рябко и др. ; рук. авт. кол. А. П. Метелев, Д. И. Земцов ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики. 86 с. С. 45–68.

Новый энциклопедический словарь (2012) М. : РИПОЛ Классик. 1568 с.

Солнышкина, М. Г., Новикова, Ю. С. (2018) Молодежное социальное проектирование на региональном уровне // Знание. Понимание. Умение. № 1. C. 38–46.

Солнышкина, М. Г. (2019) Потенциал социокультурного проектирования в современных условиях // Высшее образование для XXI века: роль гуманитарного образования в контексте технологических и социокультурных изменений : XV Международная научная конференция, МосГУ, 14–16 ноября 2019 г. : Доклады и материалы : в 2 ч. Ч. 1 / под общ. ред. И. М. Ильинского. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 455–462.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2025.3.2

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru