Хронотоп монумента

Елена Юрьевна Лекус

Аннотация


Статья посвящена исследованию специфики пространственно-временных характеристик монумента, выделяющих эту разновидность монументального искусства среди ряда других художественных форм. Культурно-антропологический ракурс, применяемый автором для исследования данной темы, предполагает построение коммуникативной модели «монумент — среда — человек», где отношения между всеми участниками этой коммуникации рассматриваются в контексте хронотопологии. Автор выдвигает и обосновывает тезис о том, что хронотоп монумента формируется под влиянием двух групп факторов: «внутренних» и «внешних». Анализ «внутренних» факторов показывает, что монумент, призванный воплощать смысл, обладающий сверхценностью, выступает одновременно и в качестве сакрального символа, и сакрализованного художественного объекта. На этом основании автор делает вывод о том, что хронотоп монумента имеет особую пространственно-временную организацию: бесконечная длительность времени (вечность) находит выражение в безграничности пространства. К «внешним» факторам автор относит специфику художественного языка монумента и его связь с окружающей средой, которые создают условия для переживания реципиентом трансцендентного опыта. Таким образом, человек, попадающий в хронотоп монумента, обретает эстетический опыт, сопоставимый с опытом приобщения к трансцендентному

Ключевые слова


хронотоп; монумент; пространство; время; сакральное; трансцендентное; среда; человек; опыт; культурно-антропологический ракурс

Полный текст:

PDF

Литература


Астахов, И. Б. (1971) Эстетика. М. : Московский рабочий. 440 с.

Бахтин, М. (1975) Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике // Бахтин, М. Вопросы литературы и эстетики. Исследования разных лет. М. : Художественная литература. 504 с. С. 234–407.

Бубер, М. (1995) Два образа веры : пер. с нем. / под ред. П. С. Гуревича, С. Я. Левит, С. В. Лезова. М. : Республика. 464 с.

Кант, И. (1994) Критика способности суждения : пер. с нем. М. : Искусство. 367 с.

Кьеркегор, С. (1997) Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» // Логос. № 10. С. 139‒147.

Лекус, Е. Ю. (2021) Скульптурные лениниана и сталиниана: особенности монументализации культа личности // Советское искусство и мировое художественное пространство: роль женщины в искусстве ХХ века. СПб. : СПГХПА им. А. Л. Штиглица. С. 13‒22.

Мурина, Е. Б. (1982) Проблемы синтеза пространственных искусств: Очерки теории. М. : Искусство. 192 с.

Отто, Р. (2008) Священное. Об иррациональном в идее божественного и его соотношении с рациональным / пер. с нем. А. М. Руткевич. СПб. : Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2008. 272 с.

Разбеглова, Т. П. (2021) Феноменология сакрального пространства в контексте анализа форм религиозного опыта // Архонт. № 2 (23). С. 59‒67.

Турчин, В. С. (1982) Монументы и города. Взаимосвязь художественных форм монументов и городской среды. М. : Советский художник. 159 с.

Ухтомский, А. А. (1996) Интуиция совести: Письма. Записные книжки. Заметки на полях. СПб. : Петербургский писатель. 528 с.

Хайдеггер, М. (2006) Ницше. Т. 1 / пер. с нем. А. П. Шурбелева. СПб. : Владимир Даль. 603 с.

Херрманн, Фр.-В. ф. (1991) «Бытие и время» и «Основные проблемы феноменологии» // Философия Мартина Хайдеггера и современность / под ред. Н. В. Мотрошиловой. М. : Наука. С. 62‒80.

Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа [cборник] (1994) / сост. А. Д. Кошелев. М. : Гнозис. 560 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2025.2.9

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru