Понимание учебного материала как критериальная характеристика комфортности интеллектуальной школьной образовательной онлайн среды

Лидия Нектарьевна Леонтьева, Роза Викторовна Гурина

Аннотация


Комфортная интеллектуальная образовательная онлайн-среда способствует процессу усвоения теоретического и практического учебного материала. Понимание учебного материала является вполне адекватной критериальной характеристикой интеллектуальной составляющей комфортности образовательной онлайн-среды. Определение уровня интеллектуальной комфортности школьной образовательной среды в режимах онлайн- и офлайн-обучения осуществлялось с помощью шкалы самооценки понимания учебного материала учащимися, имеющей семь делений –3, –2, –1, 0, +1, +2, +3 и, соответственно, определяющей семь уровней комфортности. 93 % учеников оценили положительно понимание материала в процессе онлайн-обучения гуманитарным и 96% — естественнонаучным дисциплинам (эти оценки находятся в положительной области шкалы от +1 до +3), что свидетельствует в целом о готовности школьников к онлайн-обучению независимо от предметного поля изучаемых дисциплин. Однако внутри положительного диапазона комфортности наблюдается более тонкая структура распределения респондентов по уровням. Например, только 2% учащихся доступен самый высокий седьмой уровень (градация шкалы +3) понимания учебного материала естественно-научных предметов по сравнению с 38% респондентов, понимающих на этом уровне гуманитарные дисциплины. Полученные результаты свидетельствуют о недостаточной разработанности и острой востребованности методик и дидактических средств обучения в онлайн-режиме, при этом в отношении естественно-научного блока дисциплин в гораздо большей степени.

Вывод: в настоящее время имеется востребованность в общей организационно-методической модели онлайн-обучения, в методах и дидактических и средствах обучения для обеспечения интеллектуальной комфортности образовательной школьной онлайн-среды.


Ключевые слова


уровень; интеллектуальная комфортность; интеллектуальная онлайн-среда; понимание; естественно-научные и гуманитарные предметы

Полный текст:

PDF

Литература


Гурина, Р. В. (2006) Концепция подготовки учащихся профильных физико-математических классов к профессиональной деятельности в области физики. М. : Витязь. 210 с.

Гурина, Р. В. (2004) Психологическая наука и образование // Социально-профессиональная адаптация к условиям вуза как критерий эффективности начальной профессиональной подготовки будущих специалистов-физиков в профильных физико-математических классах. № 3. С. 75–81.

Гурина, Р. В., Морозова, Е. В., Леонтьева, Л. Н. (2021) Профессиональное образование в современном мире // Оценка удовлетворенности студентов физико-технического профиля университета онлайн обучением. T. 11. № 4. С. 84–97.

Дорфман, Л. Я. (2005) Методологические основы эмпирической психологии: от понимания к технологии : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М. : Смысл ; Издательский центр «Академия». 288 с.

Краткий словарь когнитивных терминов (1996) / Е. С. Кубрякова, В. В. Демьянков, Ю. Г. Панкрац, Л. Г. Лузина ; под общ. ред. Е. С. Кубряковой. М. : Филологич. фак-т МГУ имени М. В. Ломоносова. 245 с.

Теория и методика обучения физике в школе: Общие вопросы : учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. (2000) / С. Е. Каменецкий, Н. Е. Важеевская и др. ; под ред. С. Е. Каменецкого, Н. С. Пурышевой. М. : Академия. 368 с.

Леонтьев, Д. А. (1992) Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). М. : Смысл. 16 с.

Леонтьева, Л. Н. (2021a) Инструментарий оценки удовлетворенности учебной деятельности учащимися в онлайн режиме // Научный альманах. № 3-1 (77). С. 146–149.

Леонтьева, Л. Н. (2021b) Исследование социально-психологической адаптации школьников к режиму онлайн обучения в период пандемии : сб. науч. ст. по итогам работы Международного научного форума «Наука и инновации — современные концепции». М. : Инфинити. Т. 1. С. 43–50.

Мазур, М. И. (2006) Образовательная среда школы как средство реализации интеллектуального потенциала учащихся : автореф. канд. пед. наук. Новосибирск. 23 с.

Маланов, С. В. (2004) Психологические механизмы мышления человека: мышление в науке и учебной деятельности : учеб. пособие. М. : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : Изд-во НПО «МОДЭК». 480 с.

Ожегов, С. И., Шведова, Н. Ю. (1997) Толковый словарь русского языка : 80 000 слов и фразеологических выражений. РАН: Институт русского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., доп. М. : Азбуковник. 944 с.

Сохор, А. М. (1988) Объяснение в процессе обучения: элементы дидактической концепции. М. : Педагогика. 124, [2] с.

Усова, А. В. (1986) Психолого-педагогические основы формирования у учащихся научных понятий : учеб. пособие к спецкурсу. Челябинск : ЧГПИ. 84 с.

Усова, А. В. (2005) Теория и методика обучения физике в средней школе. М. : Высш. шк. 303 c.

Ясвин, В. А. (2001) Образовательная среда: от моделирования к проектированию. М. : Смысл. 365 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.4.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru