Проектный подход как основа повышения квалификации преподавателей колледжа в решении задач практической подготовки студентов

Виталий Зуфарович Юсупов

Аннотация


Практическая подготовка обучающихся системы среднего профессионального образования становится в настоящее время основной формой организации образовательной деятельности. Проблема, рассматриваемая в статье, состоит в обосновании эффективности и анализе опыта использования проектного подхода как основы организации повышения квалификации преподавателей колледжа в решении задач практической подготовки студентов.

Методологическая сущность проектного подхода состоит в принципиальной ориентации на использование проекта как способа осуществления конструктивных изменений существующих или создания новых объектов сферы образования для достижения установленной цели в определенный промежуток времени, концентрации для этого необходимых ресурсов и системной организации деятельности по разработке и реализации совокупности проектов, обеспечивающих эти изменения.

Использование проектного подхода в решении рассматриваемой в статье проблемы предполагает проекцию его принципов на конкретную область деятельности в сфере образования — повышение квалификации преподавателей колледжа; разработку содержания и методики этого процесса с учетом основных характеристик проектного подхода; ориентацию на конкретный практический результат (продукт) повышения квалификации — разработку преподавателями колледжа проектов различного уровня и вида.


Ключевые слова


методология; методологический подход; проект; повышение квалификации; проектный подход

Полный текст:

PDF

Литература


Блауберг, И. В., Юдин, Э. Г. (1973) Становление и сущность системного подхода. М. : Наука, 270 с.

Богомолов, А. Н. (2019) Психолого-педагогические аспекты практико-ориентированного обучения // Современное педагогическое образование. № 10. С. 7–11.

Гильмеева, Р. Х., Мухаметзянова, Л. Ю. (2017) Технология реализации ФГОС СПО в процессе гуманитарной подготовки на основе проектно-целевого подхода // Казанский педагогический журнал. № 3. С. 4–9.

Голышев, И. Г. (2012) Управление интеграцией региональных рынков труда и образовательных услуг в сфере высшего профессионального образования : дис. … д-ра пед. наук. Казань. 337 с.

Зеер, Э. Ф., Лебедева, Е. В., Зиннатова, М. В. (2016) Методологические основания реализации процессного и проектного подходов в профессиональном образовании // Образование и наука. № 7(136). С. 40–56. DOI: 10.17853/1994-5639-2016-7-40-56

Колесникова, И. А., Гончарова-Сибирская, М. П. (2005) Педагогическое проектирование : учеб. пособие для высш. учеб. завед. М. : Академия. 288 с.

Краевский, В. В. (1994) Методология педагогического исследования : пособие для педагога-исследователя. Самара : СамГПИ. 165 с.

Назарова, Л. И., Грязнева, С. А. (2021) Организация практической подготовки обучающихся политехнического колледжа // Агроинженерия. № 1(101). С. 69–76. DOI: 10.26897/2687-1149-2021-1-69-76.

Новиков, Д. А. (2009) Теория управления образовательными системами. М. : Народное образование. 452 с.

Пшенников, К. О. (2019) Внедрение моделей практико-ориентированной подготовки специалистов в среднем профессиональном образовании, в том числе по стандартам WorldSkills // Парадигма. № 2. С. 57–67.

Радионов, В. Е. (1996) Нетрадиционное педагогическое проектирование : учеб. пособие. СПб. : СПбГТУ. 140 с.

Рудоманенко, И. В. (2013) Проектная деятельность как фактор повышения квалификации работников образования : автореф. дис. … канд. пед. наук. Владикавказ. 22 с.

Селезнев, В. А. (2018) Проектно-ориентированная система повышения квалификации педагогов // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. Научно-теоретический журнал. Вып. 3 (36). С. 51–59.

Сериков, В. В. (2016) Станет ли педагогика наукой? Размышления о методологии В. В. Краевского // Отечественная и зарубежная педагогика. № 5. С. 15–27.

Современный философский словарь (2020) / под общ. ред. В. Е. Кемерова, Т. Х. Керимова. 4-е изд., испр. и доп. М .: Академический проект. 823 с.

Теоретические и методологические исследования в дизайне. Избранные материалы (2004). М. : Изд-во Шк. культ. полит. 371 с.

Управление развитием школы : пособие для руководителей образовательных учреждений (1995) / под ред. М. М. Поташника, В. С. Лазарева. М. : Новая школа. 464 с.

Философский словарь (1986) / под ред. И. Т. Фролова. 5-изд. М. : Политиздат. 314 с.

Хохленкова, Л. А. (2021) Практико-ориентированное обучение студентов в университете // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2021. Т. 10. № 2(35). С. 314–316. DOI: 10.26140/anip-2021-1002-0078

Щедровицкий, Г. П. (1995) Избранные труды. М. : Шк. культ. полит. 800 с.

Электронное обучение в МосГУ. Институт дополнительного образования. Практическая подготовка в современной системе среднего профессионального образования (повышение квалификации) [Электронный ресурс]. URL: https://mosgu.ru/students/elektronnoe-obrazovanie/ (дата обращения: 02.05.2022).

Юсупов, В. З., Капин, С. В. (2020) Оценка когнитивной готовности выпускника педагогического колледжа к проектной деятельности // Научные труды Московского гуманитарного университета. № 4. С. 4–11. DOI: 10.17805/trudy.2020.4.1




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.3.20

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru