Культура потребления или культура традиционных ценностей в системе журналистского образования

Ольга Евгеньевна Коханая, Юрий Алексеевич Головин

Аннотация


В статье анализируется современная система образования, результаты воздействия Болонской системы на процесс интеллектуального, культурного, ценностного становления личности. Выявляется необходимость использования богатейшего педагогического опыта российской, затем советской системы образования и воспитания гармоничной личности, гражданина своей страны. Авторы моделируют культурную картину мира современности: повсеместное, насильственное внедрение либеральных ценностей и буржуазно-либеральной идеологии, построенной на трех основах —  рынке, конкуренции, глобализации, отменило в конечном счете общечеловеческие ценности, мораль, нравственность. Выявлена сущность общества потребления, его основные черты: коррупция, практически созданная мировая элита олигархов, политиков и технократов, контролирующая не только основные финансовые потоки мира, но и образовательный процесс в России, где по Болонской системе штампуются идеальные потребители. Авторы задаются вопросами: насколько обучающиеся осваивают академические ценности, академическую культуру как сложное личностное образование; насколько современные студенты, обучающиеся журналистике, способны проанализировать, критически осмыслить и доступно изложить через СМИ объективно сложную информацию, характеризующую современную политическую, социокультурную ситуацию, место человека в мире? В статье осуществляется анализ системы воспитания и журналистского образования в условиях информационно-гибридной войны и отстаивания духовно-ценностных координат нашего Отечества.


Ключевые слова


личность; культурная картина мира; культурные ценности; воспитание; буржуазно-либеральная идеология; Болонская система; национальная идентичность; журналистская практика

Полный текст:

PDF

Литература


Виноградский, В. С. (2012) Вернуться к базисным ценностям профессии // Журналистика в 2011 году: Ценности современного общества и средства массовой информации : сб. материалов Междунар. науч.-практ. конф. (Москва, 6–8 февраля 2012 г.) / отв. ред. Е. Л. Вартанова, Я. Н. Засурский. М. : Факультет журналистики МГУ имени М. В. Ломоносова. 524 с. С. 465–466.

Головин, Ю. А., Коханая, О. Е. (2016) Критика либеральной идеологии как концепта в парадигме медиаобразования // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 5. № 2. С. 314–323.

Засурский, Я. Н. (2007) Искушение свободой. Российская журналистика: 1990–2007 : сб. ст. Сер. 21 век. Информация и общество. М. : Издательство Московского университета. 557 с.

Иглтон, Терри (2015) Медленная смерть университета [Электронный ресурс] // Скепсис : научно-просветительский журнал. 6 апреля. URL: http://scepsis.net/library/id_3672.html (дата обращения: 07.04.2022).

Ильинский, И. М. (2006) Образование, молодежь, человек (статьи, интервью, выступления). М. : Издательство Московского гуманитарного университета. 560 с.

Ильинский, И. М. (2015) Великая Отечественная: Правда против мифов. М. : Издательство Московского гуманитарного университета. 320 с.

Ильинский, И. М. (2022) Будущее капитализма в человеческом измерении // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 5–17. DOI: 10.17805/zpu.2022.1.1

Корконосенко, С. Г. (2021) Журналистское образование для деятеля культуры // Медиа в современном мире. 60-е Петербургские чтения : сб. материалов Междунар. науч. форума (30 июня — 2 июля 2021 г.) / отв. ред. А. А. Малышев. В 2 т. Т. 1. СПб. : Медиапапир. 212 с. С. 36–37.

Корконосенко, С. Г. (2022) Основы журналистики : учеб. пособие. М. : КноРус. 272 с.

Коханая, О. Е. (2017) Воспитательный потенциал журналистского образования // Высшее образование для XXI века: проблемы воспитания : XIV Междунар. науч. конф., Московский гуманитарный университет, 14–16 декабря 2017 г. : Доклады и материалы : в 2 ч. Ч. 2 / под общ. ред. И. М. Ильинского ; науч. ред. Ч. К. Ламажаа. М. : Издательство Московского гуманитарного университета. 622 с. С. 527–534.

Макарова, Н. Я. (2020) Коммуникативная компетентность автора медиатекста // Редактирование медиатекста : коллективная монография / С. А. Арасланова, О. М. Афанасьева, Е. Н. Басовская [и др.]. М. : Флинта. 152 с. С. 32–43.

Ортега-и-Гассет, Х. (2005) Восстание масс : сб. : пер. с исп. М. : АСТ ; Ермак. 272 с.

Смеюха, В. В. (2015) Возможности развития образовательных процессов: от чтения книг к общению в социальных медиа // Высшее образование для XXI века : ХII Междунар. науч. конф. Москва, 3–5 декабря 2015 г. Круглый стол «Современные тенденции медиаобразования» / отв. ред. О. Е. Коханая. М. : Издательство Московского гуманитарного университета. 126 с. С. 101–106.

Тертычный, А. А. (2017) Жанры периодической печати : учеб. пособие. 6-е изд., испр. и доп. М. : Аспект-Пресс. 320 с.

Тулупов, В. В. (2005) Техника и технология периодических изданий : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности 030601 — «Журналистика». Воронеж : Воронежский государственный университет. 261 с.

Флиер, А. Я, Полетаева, М. А. (2008) Тезаурус основных понятий культурологии. М. : Московский государственный университет культуры и искусств. 284 с.

Фролова, Т. И. (2013) Гуманитарная повестка российской журналистики: необходимость и реальность // Массмедиа и ценностные отношения общества / под ред. Г. В. Лазутиной. М. : МедиаМир. 160 с. С. 127-144.

Хренов, Н. А. (2007) Искусство и цивилизационная идентичность / Научный совет РАН «История мировой культуры». М. : Наука. 603 с.

Шкондин, М. В. (2018) Системность и организованность медиасферы: интегративные аспекты // Вопросы теории и практики журналистики. Т. 7. № 1. С. 177–186.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2022.2.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru