Символика блина как ритуальной пищи в обрядах и обычаях восточных славян

Ариадна Викторовна Александрова

Аннотация


Статья посвящена исследованию глубинного смысла общеизвестной ритуальной пищи — блинов. Это традиционное блюдо восточных славян использовалось во многих обрядах, дожило оно и до наших дней. Однако суть самих ритуалов давно утратилась. Возникновение блинов как обрядовой пищи уходит в глубокую древность. Многие исследователи отмечают связь блинов с поминальным обрядом, однако эта обрядовая еда используется и во время свадьбы, и при родинах, и на крестинах, и на день Вознесения Христа, и на Рождество, и на народные праздники, связанные с равноденствием. Как выяснил автор, используя сравнительный метод, сопоставляя различные обряды с применением блинов, все они так или иначе связаны с моментом перехода из одного состояния в другое, а также перехода из этого мира в мир «иной» и обратно. Подобный вывод позволяет утверждать, что обряды с применением блинов возникли на заре нашей цивилизации, в эпоху «мифологического» мировоззрения. Плоские лепешки для поминовения предков упоминаются в древнеиндийских текстах. Исследуя древние корни, связанные с переходом, автор делает предположение, что, возможно, связь их со словом «блин» когда-то была явной, но в настоящее время она утрачена. Автор надеется, что данная статья поможет лучше понять наши культурные традиции.


Ключевые слова


блин; символ; переход; бесконечность; народная культура; календарные праздники; Масленица

Полный текст:

PDF

Литература


Агапкина, Т. А. (2000) Этнографические связи календарных песен. Встреча весны в обрядах и фольклоре восточных славян. М. : Индрик. 336 с.

Андриевич, И. Л. (2012) Лексика семейных обрядов как способ представления Культуры в рамках сценария // Вестник ИрГТУ. № 7 (66). C. 223–227.

Афанасьев, А. Н. (2002) Мифы, поверья и суеверия славян. Поэтические воззрения славян на природу : в 3 т. Т. 3. М. : Эксмо ; СПб. : Terra Fantastica. 768 с.

Байбурин, А. К. (1993) Ритуал в традиционной культуре: структурно-семантический анализ восточнославянских обрядов. СПб. : Наука. 240 с.

Борисова, В. И., Верняев, И. И., Гадло, А. В. (1998) Историко-этнографические очерки Псковского края. Псков : Псковский областной институт повышения квалификации работников образования. 315 с.

Гревцова, Т. Е. (2016) Блины в свадебном ритуале: культурная терминология и обрядовая семантика // Лингвокультурология. № 10. С. 98–109.

Демченко, П. Н. (2016) Поминовение усопших, ряжение и обильная еда как акциональные блоки в масленице // Манускипт. № 7 (69) : в 2 ч. Ч. 1. C. 34–36.

Елизаренкова, Т. Я. (1989) «Ригведа» — великое начало индийской литературы и культуры. Мандалы I–IV. М. : Наука. 768 с.

Жарникова, С. В. (2003a) Исторические корни календарных обрядов. Вологда : Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации. 84 с.

Жарникова, С. В. (2003b) Золотая нить. Вологда : Областной научно-методический центр культуры и повышения квалификации. 221 с. : ил.

Зеленин, Д. К. (1909) Народный обычай греть покойников // Сборник Харьковского историко-филологического общества : В 21 т. Т. 18. C. 256–271.

Ишутин, А. А. (2004) Восточнославянская теонимия. Воронеж : Воронежский госпедуниверситет. 112 с.

Куприн, А. И. (2015) Юнкера. М. : Азбука. 320 с.

Лотман, Ю. М. (1993) «Договор» и «вручение себя» как архетипические модели культуры // Избр. ст. : в 3 т. Т. 3. Таллинн. 480 с. С. 345–355.

Максимов, С. В. (1903) Нечистая, неведомая и крестная сила. Санкт-Петербург : т-во Р. Голике и А. Вильборг. [2], IV, 526, III с.; 22 см.

(Этнографическое бюро князя В. Н. Тенишева). 529 с.

Махабхарата (1984) Вып. V. Кн. 2. Нараяния / пеp., пpим. и толкoвый слoвapь Б. Л. Смирнова. Ашхабад : Ылым. 328 с.

Мифы народов мира (2008). Энциклопедия / под ред. С. А. Токарева. М. : Советская энциклопедия. Электронное издание. 1147 с.

Народная традиционная культура Псковской области: Обзор экспедиционных материалов из научных фондов Фольклорно-этнографического центра (2002) : в 2 т. Псков : Издательство Областного центра народного творчества. Т. 1. 688 с. : ил., нот.

Обрядовая поэзия (1989) / сост., предисл., примеч., подгот. текстов В. И. Жекулиной, А. Н. Розова. М. : Современник. 735 с. : ил.

Пашина, О. А. (2006) Календарно-песенный цикл у восточных славян. СПб. : Композитор. Санкт-Петербург. 280 с.

Пропп, В. Я. (2006) Русские аграрные праздники. Опыт историко-этнографического исследования. М. : Лабиринт. 176 с.

Родины, дети, повитухи в традициях народной культуры (2001) / сост. Е. А. Белоусова ; отв. ред. С. Ю. Неклюдов. М. : Российск. гос. гуманит. ун-т. 319 с.

Рыбаков, Б. А. (1987) Язычество древней Руси. М. : Наука. 784 с.

Санскритско-русский учебный словарь (2020). Около 6000 слов / сост. Н. П. Лихушина. Версия 10.1 от 30.01.2020. 217 с. Электронное издание.

Соколова, В. К. (1979) Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов, ХIХ — начало ХХ в. М. : Наука. 288 с.

Толстая, С. М. (2005) Полесский народный календарь. М. : Индрик. 600 с.

Черных, П. Я. (2001) Историко-этимологический словарь современного русского языка : в 2 т. 4-е изд., стереотип. М. : Рус. яз. Т. 1. 624 с.

Чехов, А. П. (1976) Блины // Полн. собр. соч. и писем : в 30 т. ; Соч. : в 18 т. / АН СССР. Ин-т мировой лит. им. А. М. Горького. Т. 4. [Рассказы, юморески], 1885–1886. М. : Наука. С. 360–363.

Чухина, А. А. (2004) Свадьба, родины и похороны в Каргополье // Живая старина. № 2. С. 49–51.

Шейн, П. В. (1902) Материалы для изучения быта и языка русского населения Северо-Западного края : в 3 т. Т. 3. СПб. : Типография Императорской академии наук. 536 с.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.4.16

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru