Образование как фактор формирования экологической культуры жителей европейских стран

Владимир Анатольевич Прохода

Аннотация


Анализируются материалы межстранового сравнительного проекта — Европейского исследования ценностей. С использованием факторного анализа рассчитан интегративный показатель, интерпретируемый как «экологическая культура». Отмечается, что европейские страны дифференцированы по рассматриваемому показателю. Уровень экологической культуры выше в странах с развитой экономикой и высоким уровнем жизни населения. Констатируется, что российская молодежь демонстрирует низкий по европейским меркам уровень экологической культуры. Образование рассматривается как важный инструмент формирования экологической культуры. Выявлено, что формальное образование повсеместно в Европе статистически значимо связано с уровнем экологической культуры населения. Корреляционная связь во всех странах является прямой, при этом величина коэффициента корреляции существенно варьируется. Констатируется наличие в России определенного противоречия между декларируемой необходимостью формирования экологической культуры населения, признанием важной роли образования в этом процессе, с одной стороны, и сравнительно низким уровнем экологической культуры, а также самой слабой в Европе корреляционной связью экологической культуры с образованием респондентов — с другой. Делается вывод, что российская система образования, в отличие от большинства других европейских государств, не способствует в достаточной степени формированию норм, установок и ценностей, касающихся взаимоотношения человека и природы.


Ключевые слова


экологическая культура; уровень образования; экологическое образование; экологическое воспитание; устойчивое развитие; социализация; молодежь; население европейских стран; Европейское исследование ценностей

Полный текст:

PDF

Литература


Андреенкова, А. В. (2014) Сравнительные межстрановые исследования в социальных науках: теория, методология, практика. М. : Новый Хронограф. 516 с.

Давнис, В. В. (2004) Молодежь как объект статистического анализа // Статистика и экономика. № 2. С. 45–55.

Ермолаева, П. О. (2010) Концептуализация понятия «экологическая культура» в американской и российской традициях // Ученые записки Казанского университета. Сер. Гуманитарные науки. № 5. С. 58–64.

Иванова, Л. Ю. (2017) Экологическое образование и образование для устойчивого развития в российской школе: настоящее и будущее // Вестник Института социологии. № 4. С. 90–112.

Инглхарт, Р. Ф. (2018) Культурная эволюция: как изменяются человеческие мотивации и как это меняет мир. М. : Мысль. 346 с.

Калинина, Н. В. (2016) Место экологической журналистики в современной медиасфере // Вестник Амурского государственного университета. Сер.: Гуманитарные науки. № 72. С. 16–20.

Калинникова, М. В., Ивченков, С. Г. (2012) Система экологического образования в условиях глобализации // Известия Саратовского университета. Новая серия. Сер.: Социология. Политология. № 2. С. 17–20.

Каплан, Б. М. (2013) Обзор международного опыта экологического образования // На пути к устойчивому развитию России. Бюллетень Центра экологической политики России и Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации. № 65. С. 40–48.

Колесова, Е. В. (2014) Состояние экологического образования в общеобразовательной школе. Проблемы и перспективы // На пути к устойчивому развитию России. Бюллетень Центра экологической политики России и Института устойчивого развития Общественной палаты Российской Федерации. № 67. С. 33–37.

Кривов, В. Д., Барсамов, В. А., Кохнович, Р. Л. и др. (2013) Аналитический доклад «Экологическая культура — основа решения экологических проблем» // Аналитический вестник. № 12 (496). 103 с.

Курбанов, А. Р., Прохода, В. А. (2019) Экологическая культура: эмпирическая проекция (отношение россиян к изменению климата) // Мониторинг общественного мнения: Экономические и социальные перемены. № 4. С. 347–370.

Макарова, О. В., Николаева, О. В. (2010) Экологическое мышление и экологическая культура в российском образовании // Царскосельские чтения. Т. 1. Вып. XVI. С. 81–85.

Радченко, А. Ф. (2012) Молодежь и ее возрастные границы // Социология власти. № 3. С. 19–29.

Романова, С. А., Кочетов, А. Е. (2017) Экологическое воспитание в странах Евросоюза // Духовная сфера общества. № 14. С. 138–144.

Рыбальский, Н. Г., Самотесов, Е. Д., Колесова, Е. В. и др. (2017) Экологическое образование в Российской Федерации — путь длиной в 25 лет: история, состояние и перспективы // Использование и охрана природных ресурсов в России. № 1. С. 75–82.

Стратегия ЕЭК ООН для образования в целях устойчивого развития (2005) // Образование в интересах устойчивого развития в международных документах и соглашениях. М. : ЭКО-Согласие. С. 93–103.

Фертикова, Е. П. (2019) Актуальные вопросы организации экологического образования и просвещения в Российской Федерации // Общество. Среда. Развитие. № 1. С. 86–91.

Цветкова, Л. И. и др. (2017) Экологическая культура и экологическое образование / Л. И. Цветкова, Г. И. Копина, С. В. Макарова, Т. Н. Бырашникова // Вода и экология: проблемы и решения. № 2. С. 7–89.

Green culture: environmental rhetoric in contemporary America (1996) / ed. by C. G. Herndl, S. S. Brown. Madison : University of Wisconsin Press. 320 p.

Kaiser, F. G. et al. (2003) Ecological behavior and its environmental consequences: A life cycle assessment of a self-report measure / F. G. Kaiser, G. Doka, P. Hofstetter, M. A. Ranney // Journal of Environmental Psychology. Vol. 23. P. 11–20.

Metcalf, A. Y. (2012) Green culture: The impact of employee environmental culture [Электронный ресурс] // Proceedings of Southeast Decision Sciences Institute. URL: https://ssrn.com/abstract=2758782 (дата обращения: 08.02.2021).

Sawitria, D. R. et al. (2015) Pro-environmental behavior from a social-cognitive theory perspective / D. R. Sawitria, H. Hadiyantob, P. Sudharto, P. Hadic // Procedia Environmental Sciences. Vol. 23. P. 27–33.

Schwartz, S. H. (1977) Normative influences on altruism // Advances in Experimental Social Psychology. Vol. 10. No. 1. P. 221–279.

Stern, P. C. (2000) Toward a coherent theory of environmentally significant behavior // Journal of Social Issues. Vol. 56. No 3. P. 407–424.

Wendling, Z. A. et al. (2020) Environmental performance index [Электронный ресурс] / Z. A. Wendling, J. W. Emerson, A de Sherbinin, D. C. Esty. New Haven: Yale Center for Environmental Law & Policy. URL: https://epi.yale.edu/ (дата обращения: 16.02.2021).




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2021.2.11

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru