Медийное пространство и его парадоксы

Мария Ивановна Козьякова

Аннотация


Начало информационной эпохи связано с интенсивным развитием принципиально новых информационных технологий. На их основе складывается экранная культура. Ее центром является экран, который становится завершающим элементом современных электронных устройств. Экран, экранная культура генерируют становление и развитие медийной реальности, имеющей противоречивый, парадоксальный характер. В настоящее время экранная культура воспринимается как неотъемлемая часть жизни общества, его социокультурная среда. Массмедиа, медийная культура, их воздействие представляет собой один из центральных моментов тех глубоких трансформаций, которые произошли в образе жизни и ментальности нашего современника, поэтому возникает необходимость анализа данного феномена. В статье рассмотрены генетически опосредованные черты медийной реальности, ее парадоксы на онтологическом, социальном и аксиологическом уровнях.

Массовая коммуникация особым образом формирует картину мира, сферу публичности, социальные практики. Социальный и культурный образ современного мира складывается на основе доступа к информационным каналам, а не на основе достоверного знания. Социальные и культурные реалии современного мира онтологизируются средствами массовой коммуникации, способными упразднять, подменять и искажать фактический материал. Таким образом, возникает «удвоенный» смысл реальности — в виде фактически существующей в настоящий момент и в виде реальности, порожденной массмедиа. Трансформируя сущность вещей или явлений, умножая варианты манипуляционных технологий, массмедиа тем не менее могут производить впечатление особой достоверности.

Свободе слова, крупнейшему социальному завоеванию европейской цивилизации, противостоит включенность средств массовой коммуникации в структуру основных институтов общества. Манифестируемая западным миром, официально закрепленная правовыми институтами, она явно идет вразрез с аффилированной практикой западных СМИ. Так же противоречива и роль медиасреды в демократизации общества, поскольку в реальности она способствует усилению существующего неравенства. Полно противоречий и нахождение в публичном пространстве. Оно предоставляет статусные преимущества, однако может не соответствовать нормативным правилам, взглядам и ценностям, закрепленным в обществе.


Ключевые слова


экран; экранная культура; информационные технологии; массмедиа; медийная реальность; пространство; демократизация; публичность; элитарность; коммуникации

Полный текст:

PDF

Литература


Барт, Р. (1994) Избранные работы: Семиотика. Поэтика : пер с фр. / сост., общая ред. и вступит. ст. Г. К. Косикова. М. : Прогресс. 616 с.

Брайант, Дж., Томпсон, С. (2004) Основы воздействия СМИ / пер. с англ. В. В. Кулебы, Я. А. Лебеденка ; под ред. Э. В. Крайникова. М. : Издательский дом «Вильямс». 432 с.

Дебор, Г. (2000) Общество спектакля / пер. с фр. С. Офертаса, М. Якубович ; ред. пер. Б. Скуратов. М.: Логос. 184 с.

Гидденс, Э. (2004) Ускользающий мир. Как глобализация меняет нашу жизнь / пер. с англ. М. Л. Коробочкина. М. : Весь Мир. 120 с.

Кастельс, М. (2000) Информационная эпоха: экономика, общество и культура / пер. с англ. под науч. ред. О. И. Шкаратана. М. : ГУ ВШЭ. 608 с.

Козьякова, М. И. (2019) Инкультурация в образовательном процессе как фактор национальной безопасности [Электронный ресурс] // II Моисеевские чтения: культура как фактор национальной безопасности России : доклады и материалы Общероссийской (национальной) научной конференции. Москва, 26 июня 2019 г. / под ред. А. В. Костиной, В. А. Лукова. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 520 с. URL: http://publications.mosgu.ru/index.php/main/catalog/book/14 (дата обращения: 12.08.2020).

Козьякова, М. И. (2016) Исторический этикет. М. : ООО «Издательство “Согласие”». 280 с.

Луман, Н. (2005) Реальность массмедиа / пер. с нем. А. Ю. Антоновского ; под ред. О. В. Килъдюшова. М. : Праксис. 256 с.

Маклюэн, М. (2000) Средство само есть содержание // Информационное общество. СПб. ; М. : ООО «Издательство ACT». 507 с. С. 341–348.

Манович, Л. (2011) Археология компьютерного экрана // Новые аудиовизуальные технологии : сб. ст. / отв. ред. К. Э. Разлогов. СПб. : «Дмитрий Буланин». 612 с.

Мартен-Фюжье, А. (1998) Элегантная жизнь, или Как возник «Весь Париж», 1815–1848 / пер. с фр. О. Э. Гринберг, В. А. Мильчиновой. М. : Издательство им. Сабашниковых. 480 с.

Моль, А. (2008) Социодинамика культуры : пер. с фр. / предисл. Б. В. Бирюкова. 3-е изд. М. : Издательство ЛКИ. 416 с.

Почепцов, Г. Г. (2015) Информационные войны. Новый инструмент политики. М. : Алгоритм. 265 с.

Хайдеггер, М. (1993) Время и бытие / сост., пер., вступит. ст., коммент. и указатели В. В. Бибихина. М. : Наука. 315с.

Gonzalez-Avella, J. C., Cosenza, M. G., Klemm, K., Eguiluz, V. M. and San Miguel, M. (2007). Information Feedback and Mass Media Effects in Cultural Dynamics // Journal of Artificial Societies and Social Simulation. Vol. 10(3). Pp. 1-9.

Katz, E., Lazarsfeld, P. (2017) Personal Influence: The Part Played by People in the Flow of Mass Communications. Routledge. 490 p.

Koechler, Hans (2018) Culture in the age of globalization [Электронный ресурс] // DOC Research Institute. June 29. URL: https://doc-research.org/2018/06/culture-in-the-age-of-globalization (дата обращения: 15.08.2020).

Tichenor, P. J., Donohue, G. A. & Olien, C. N. (1980). Conflict and the knowledge gap // Community conflict and the press. Beverly Hills, CA : Sage. Pp. 175–203.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.4.17

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru