«Лицо» китайца: содержание понятия
Аннотация
Статья посвящена анализу китайского концепта-переживания «лицо», базового для всей китайской культуры.
Автор указывает на обстоятельства, детерминирующие содержание китайского «лица»: это возраст, социальное положение и нравственный уровень развития. Показано, откуда, согласно китайским представлениям, появляется «лицо».
Продемонстрировано содержательное богатство данного концепта-переживания, которое включает в себя только положительные ценности и оценку/самооценку конкретного человека в зависимости от того, насколько он эти ценности практически осуществляет. При этом сохраняется качественное различие отношения к ближнему кругу, к дальнему кругу и к «внешним» — незнакомцам и иностранцам.
Автор проводит компаративный анализ китайского концепта лица, с одной стороны, и русского православного понятия лица (лик/лицо/личина) — с другой. Различия между русской картиной мира и китайской очевидны и связаны прежде всего с пониманием сакрального и трактовкой противоположностей, индивидуального начала и пр. Однако им свойственны и некоторые сходные черты, например относительно большая социальная ориентированность.
Также исследуются западноевропейские, близкие по смыслу, понятия. Автор указывает на характерную для них веру в законосообразность мироустройства и разделение на социальное Я и внутреннее Я в сравнении с русскими и китайскими представлениями: в последних вообще отсутствует европейская дихотомия внутреннего и внешнего, почтение к принципу легальности и Я-центричность, зато чтится ритуал, который трактуется как способ коммуникации с мировым порядком, а в Европе давно понимается как нечто формальное и вполне пустое.
Такой анализ позволяет более выпукло описать особенности китайского концепта. В некоторых аспектах китайское «лицо» сближается с определенными аспектами русского «лица», в других — с европейскими понятиями. Показано, что сам концепт «лицо» является общекультурной конструкцией.
Ключевые слова
Полный текст:
PDFЛитература
Баженов, Г. А. (2009) «Лицо» как базовый концепт концептосферы китайского языка человека [Электронный ресурс] // Синология.Ру: история и культура Китая. URL: http://www.synologia.ru/a/%C2%AB%D0%9B%D0%B8%D1%86%D0%BE%C2%BB_%D0%BA%D0%B0%D0%BA_%D0%B1%D0%B0%D0%B7%D0%BE%D0%B2%D1%8B%D0%B9_%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D1%86%D0%B5%D0%BF%D1%82 (дата обращения: 17.07.2020).
Бахтин, М. М. (1979) Поэтика Достоевского. 4-е изд. М. : Сов. Россия, 1979. 318 с.
Буров, В. Г. (2000) Китай и китайцы глазами российского ученого. М. 206 с.
Ивченко, Т. (2014) «Лицо» китайца [Электронный ресурс] // Отечественные записки. № 1 (58). URL: http://www.strana-oz.ru/2014/1/lico-kitayca (дата обращения: 17.07.2020).
Исупов, К. Г. (1998) Лик — Лицо — Личина [Электронный ресурс] // Академик. URL: https://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_culture/475/ЛИК (дата обращения: 17.07.2020).
Малявин, В. В. (2005) Китай управляемый: старый добрый менеджмент. М. : Европа. 304 с.
Малявин, В. В. (2000) Китайская цивилизация. М. : Издательство «Астрель», Фирма «Издательство АСТ», Издательско-продюсерский центр «Дизайн. Информация. Картография». 632 с.
Малявин, В. В. (2003) Сумерки Дао. Культура Китая на пороге Нового времени. М. : ИПЦ «Дизайн. Информация. Картография»; ООО «Издательство Астрель»; ООО «Издательство АСТ». 436 с.
Нагибина, И. Г. (2017) Формирование дискурсивно-коммуникативной парадигмы в китайском языкознании: от теории к социальной практике : дис. … канд. филол. наук. Красноярск. 231 с.
Флоренский, П. А. (2000) Иконостас [Электронный ресурс] // Библиотека «Вѣхи». URL: http://www.vehi.net/florensky/ikonost.html (дата обращения: 17.07.2020).
DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.3.15
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/