В какой стране мира больше всего хотели бы родиться российские студенты 2020 года?

Валерий Андреевич Луков, Сергей Валерьевич Луков

Аннотация


Социологический центр Института фундаментальных и прикладных исследований Московского гуманитарного университета в феврале — марте 2020 г. провел эмпирическое исследование «Отношение молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне» (N = 1300). Опрос был проведен в 12 российских городах. Один из вопросов исследования — «Если бы Вы могли выбирать, то в какой стране мира Вы больше всего хотели бы родиться?» Вопрос задавался с учетом его прожективности (прожективный вопрос) и отражения не столько реальных намерений и ориентиров респондентов на те или иные страны мира, сколько на специфику современного социализационного процесса в России. В ответах на него обнаруживаются следы социальных ожиданий, напряженности, возможностей проявления молодежью своей социальной (социокультурной) субъектности. Здесь также нашли отражение картины мира, получающие распространение в молодежной среде современного российского общества.

Ориентация на Россию в ответах на этот вопрос, обозначенная лишь примерно одной третью опрошенных, не означает утерю в новых поколениях ценностей патриотизма. Результат должен сопоставляться с большим числом противоречивых обстоятельств повседневной жизни молодежи и с возрастной спецификой освоения субъектности в молодежной среде. Это подтверждает и сопоставление анализируемых ответов с данными, полученными в молодежной среде по тому же вопросу в 2013 г. (N = 525). Хотя между опросами прошло семь лет, результаты ответов студенческой молодежи оказались принципиально близки.


Ключевые слова


молодежь; российская молодежь; студент; социальная субъектность; эмпирическая социология; прожективный вопрос; картина мира; тезаурус

Полный текст:

PDF

Литература


Гайдин, Б. Н. (2011) Вечные образы как константы культуры: тезаурусный анализ «гамлетовского вопроса» : монография. Saarbrücken : Lambert Academic Publishing. 212 с.

Завьялова, Н. А. (2018) Культурно-коммуникативные формулы как отражение цивилизационных картин мира : автореф. дис ... д-ра культурологии. М. 40 с.

Захаров, Н. В. (2008) Шекспиризм русской классической литературы: тезаурусный анализ : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 320 с.

Канарш, Г. Ю. (2015) Тезаурусный анализ и Характерологическая креатология: два подхода в социально-гуманитарном знании // Мировая культура в русском тезаурусе: I Академические чтения памяти Владимира Андреевича Лукова, 27 марта 2015 г. : сб. науч. трудов. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. С. 126–134.

Костина, А. В. (2008) Тезаурусный подход как новая парадигма гуманитарного знания // Обсерватория культуры. № 5. С. 102–109.

Кузнецова, Т. Ф. (2020) Цифровое общество, цифровая культура и гуманитаризация высшего образования: тезаурусный подход. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 192 с.

Ламажаа, Ч. К. (2012) Тезаурусный подход для тувиноведения // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 38–45.

Луков, В. А. (2018) Тезаурусная социология : в 4 т. : монография. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. 608 с.

Луков, В. А. (2019) Социокультурные основания субъектности российской молодежи (тезаурусная концепция молодежи) : автореф. дис. ... д-ра социол. наук. М. 42 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2008) Тезаурусы: Субъектная организация гуманитарного знания. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 784 с.

Луков, В. А., Луков, Вл. А. (2013) Тезаурусы II: Тезаурусный подход к пониманию человека и его мира. М. : Изд-во Нац. ин-та бизнеса. 640 с.

Луков, В. А., Луков, С. В. (2020) Отношение молодежи к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне: Итоговые таблицы эмпирического исследования, проведенного в феврале 2020 года Социологическим центром Института фундаментальных и прикладных исследований. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. 70 с.

Маяковский, В. В. (1987) Сочинения : в 2 т. М. : Правда. Т. 1. 768 с.

Маяковский, В. В. (1988) Сочинения : в 2 т. М. : Правда. Т. 2. 768 с.

Фрейд, 3. (1995) Семейный роман невротиков // Фрейд, З. Художник и фантазирование : сб. работ. М. : Республика. 400 с. С. 135–137.

McKenzie, J. (2005) Learning to question to wonder to learn. FNO Press. 172 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2020.2.9

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru