Мститель и его философия мести в «Трагедии Гоффмана»

Кристина Алексеевна Ерохина

Аннотация


«Трагедия Гоффмана» на протяжении долгого времени оставалась без должного внимания со стороны исследователей, так как центральный мститель данной пьесы наделен рядом нетипичных для данного амплуа черт. Основное содержание данной статьи составляет анализ образа и философии главного героя данного произведения.

Посредством сравнения Клауса Гоффмана с другими мстителями, как из других пьес, так и внутри рассматриваемой трагедии, автор приходит к выводу, что у данного персонажа необычно широкий охват мести, включающий не только непосредственно казнивших его отца, но и пассивных наблюдателей. Данный аспект связан с особой философией мщения, основанной на распределительной справедливости, из-за которой Клаус подходит к оценке нанесенной обиды крайне субъективно.

Еще одной особенностью является то, что Гоффман считает, что дети его обидчиков тоже несут ответственность за совершенное преступление, поэтому он вовлекает их в свои планы и мстит посредством них. Также отмечается, что Клаус, в отличие от других мстителей, столкнувшись с иным сильным чувством, похотью, поддается ему и забывает об осторожности в своем деле. Это приводит к полному краху его планов, так как он оказывается схвачен своими врагами, и его смерти, перед которой он раскаивается, что не успел отомстить так, как планировал.

Другие отличительные черты включают в себя опущенную стадию сомнения, отсутствие мистического элемента, новый уровень актерского мастерства, который демонстрирует мститель, притворяясь другим человеком, а также то, что Гоффман не использует постановку в качестве элемента своего плана, но воспринимает план мести в целом как постановку.


Ключевые слова


«Трагедия Гоффмана»; трагедия мести; английская драма начала XVII в.; Генри Четтл; теории мести; современники Шекспира

Полный текст:

PDF

Литература


Бэкон, Ф. (1978) Соч. : в 2 т. 2-е испр. и доп. изд. М. : Мысль. Т. 2. 575 с.

Шекспир, У. (1994) Тит Андроник / пер. с англ. А. И. Курошевой // Шекспир У. Полн. собр. соч. : в 14 т. М. : Терра. 5 т. 688 с. С. 459–618.

Bowers, F. T. (1934) The audience and the revenger of Elizabethan tragedy // Studies in Philology. Vol. 31. No. 2. P. 160–175.

Bowers, F. T. (1966) Elizabethan revenge tragedy, 1587–1642. Princeton : Princeton University Press. viii, 288 p.

Boyer, C. V. (1914) The villain as hero in Elizabethan tragedy. L. : G. Routledge and Sons ; N. Y. : E. P. Dutton & Co. xii, 264 p.

Campbell, L. B. (1931) Theories of revenge in Renaissance England // Modern Philology. Vol. 28. No. 3. P. 281–296.

Chettle, H. (2012) The tragedy of Hoffman // Five revenge tragedies / ed. by E. Smith. L. : Penguin Classics. xxx, 419 p. P. 257–337.

Dunne, D. (2016) Shakespeare, revenge tragedy and early modern law: vindictive justice. Basingstoke, Hampshire : Palgrave Macmillan. ix, 229 p.

Hopkinson, A. F. (1917) Introduction // Chettle H. The tragedy of Hoffmann; or, A revenge for a father. L. : M. E. Sims & Co. xxxvii, 150, 4 p. P. i–xxxvii.

Jarrett, J. (2019) Mathematics and late Elizabethan drama. Cham : Palgrave Macmillan. xi, 242 p.

Kerrigan, J. (2001) Revenge tragedy: Aeschylus to Armageddon. Oxford : Clarendon Press ; N. Y. : Oxford University Press. xv, 404 p.

Smith, E. (2004) Chettle, Henry (d. 1603x7), printer and playwright // Oxford dictionary of national biography. Oxford : Oxford University Press. Vol. 11: Chandler — Cleeve. xv, 1006 p. P. 355–356. DOI: 10.1093/ref:odnb/5245




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2020.6.4

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.