Образовательные практики в механизмах адаптации к цифровым трансформациям: концептуальные идеи и методологические подходы

Антонина Николаевна Пинчук

Аннотация


В статье раскрываются содержание, роль и особенности воспроизводства образовательных практик в механизмах адаптации. Представленная тематика приобретает практическую значимость в контексте формирования цифровой экономики, в которой тесно сопряжены идеи непрерывного образования и активной адаптации индивида к динамично меняющимся условиям.

С опорой на обширный теоретический корпус социологического знания прорабатываются основы изучения образования на уровне социальных прак­тик, реализуемых через различные формы обучения в способах адаптации. В этом ключе разработана схема анализа адаптационного механизма, элементы которого получают содержательную специфику в тех или иных социальных группах и условиях их социальной жизни. В методологическом аспекте показан познавательный потенциал социологического инструментария для эмпирического исследования образовательных практик как способа адаптации к цифровым трансформациям в социально-трудовой сфере.


Ключевые слова


образование; образовательные практики; адаптация; механизмы адаптации; стратегии адаптации; способы адаптации

Полный текст:

PDF

Литература


Абрамова, М. А. (2010) Образование как фактор социокультурной адаптации учащейся молодежи к условиям современных трансформаций // Вопросы образования. № 3. С. 195–212.

Бергер, П., Лукман, Т. (1995) Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. М. : Academia-Центр ; Медиум. 323 с.

Блоссфельд, Х.-П., Букхольц, С. (2016) Образование как непрерывный процесс. Введение в сравнительные исследования образовательных траекторий в современных обществах в рамках проекта eduLIFE // Журнал социологии и социальной антропологии. Т. 19. № 5 (88). С. 5–14.

Бондаренко, Н. В. (2018) Непрерывное образование взрослого населения в России: вовлеченность, источники финансирования и основные эффекты от участия : информационный бюллетень. М. : НИУ ВШЭ. 32 с. (Мониторинг экономики образования № 12 (132)).

Браймен, А., Белл, Э. (2012) Методы социальных исследований. Группы, организации и бизнес. Харьков : Гуманитарный центр. 776 с.

Бурдье, П. (2017) Практический смысл. СПб. : Алетейя. 560 с.

Воронина, Н. Д., Попов, Д. С. (2019) Востребованность образования взрослых и факторы, связанные с участием в нем: Россия на фоне стран ОЭСР // Экономическая социология. Т. 20. № 2. С. 122–153.

Гидденс, Э. (2005) Устроение общества: очерк теории структурации. 2-е изд. М. : Академический проект. 528 с.

Готлиб, А. С. (2000) Социально-экономическая адаптация россиян: опыт сочетания количественной и качественной методологии в одном отдельно взятом исследовании // Социология: методология, методы, математическое моделирование (4М). № 12. С. 5–24.

Земцов, С. П. (2018) Потенциальная роботизация и экономика незнания в регионах России : доклад к XIX Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 10–13 апр. 2018 г. [Электронный ресурс] // Институт экономической политики имени Е. Т. Гайдара (Институт Гайдара). URL: https://www.iep.ru/files/news/zemtsov_10.04.18.pdf [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 10.01.2020). DOI: 10.13140/RG.2.2.11496.98567

Индикаторы образования (2018) : статистический сборник / Н. В. Бондаренко, Л. М. Гохберг, Н. В. Ковалева и др. ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : НИУ ВШЭ. 400 с.

Капелюшников, Р. И. (2017) Технологический прогресс — пожиратель рабочих мест? // Вопросы экономики. № 11. С. 111–140. DOI: 10.32609/0042-8736-2017-11-111-140

Ключарев, Г. А., Кофанова, Е. Н. (2016) Самообразование как адаптационный ресурс // Россия реформирующаяся : ежегодник : сб. науч. ст. / отв. ред. М. К. Горшков ; Институт социологии РАН. М. : Новый хронограф. Вып. 14. 496 с. С. 282–308.

Козырева, П. М. (2004) Процессы адаптации и эволюция социального самочувствия россиян на рубеже XX–XXI веков. М. : Центр общечеловеческих ценностей. 320 с.

Корель, Л. В. (2005) Социология адаптаций: вопросы теории, методологии и методики. Новосибирск : Наука. 424 с.

Коркюф, Ф. (2002) Новые социологии. СПб. : Алетейя. 172 с.

Луков, В. А. (2018) Тезаурусная социология : в 4 т. М. : Изд-во Моск. гуманит. ун-та. Т. 1. 608 с.

Меморандум непрерывного образования Европейского Союза (A memorandum on lifelong learning) (2006) / Commission of the European Communities. Brussels, 30.10.2000 SEC (2000) 1832 [Электронный ресурс] // Адукатар. № 2 (8). С. 24–27. URL: http://adukatar.net/wp-content/uploads/2009/12/Adu_8_Pages_24-27.pdf [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 10.01.2020).

Меренков, А. В., Сущенко, А. Д. (2016) Потребности студентов вузов в дополнительном образовании: особенности формирования и реализации // Вопросы образования. № 3. С. 204–223. DOI: 10.17323/1814-9545-2016-3-204-223

Мертон, Р. (2006) Социальная теория и социальная структура. М. : АСТ ; АСТ Москва ; Хранитель. 873 с.

Пинчук, А. Н. (2016) Образовательные практики в концептуальном поле социологии // Знание. Понимание. Умение. № 4. С. 321–331. DOI: 10.17805/zpu.2016.4.29

Пинчук, А. Н. (2017) Проблема образовательных практик обучающихся вузов как потребителей образовательных услуг // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 1: Регионоведение: философия, история, социология, юриспруденция, политология, культурология. № 3 (204). С. 143–151.

Россия 2025: от кадров к талантам (2017) / подг. В. Бутенко, К. Полунин, И. Котов, Е. Сычева, А. Степаненко, Е. Занина, С. Ломп, В. Руденко, Е. Топольская [Электронный ресурс] // The Boston Consulting Group. 30 октября. URL: https://www.bcg.com/ru-ru/perspectives/188095 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 10.01.2020).

Социологическая энциклопедия (2003a) : в 2 т. / Нац. общ.-науч. фонд ; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. М. : Мысль. Т. 1. 694 с.

Социологическая энциклопедия (2003b) : в 2 т. / Нац. общ.-науч. фонд ; рук. науч. проекта Г. Ю. Семигин ; гл. ред. В. Н. Иванов. М. : Мысль. Т. 2. 863 с.

Тезаурус социологии (2009) : темат. слов.-справ. / под ред. Ж. Т. Тощенко. М. : ЮНИТИ-ДАНА. 487 с.

Что такое цифровая экономика? Тренды, компетенции, измерение (2019) : доклад к XX Апрельской Международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, Москва, 9–12 апр. 2019 г. / Г. И. Абдрахманова, К. О. Вишневский, Л. М. Гохберг и др. ; науч. ред. Л. М. Гохберг ; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». М. : Изд. дом Высшей школы экономики. 82, [2] с. Режим доступа: https://conf.hse.ru/mirror/pubs/share/262126147 [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 10.01.2020).

Шваб, К. (2019) Четвертая промышленная революция. М. : Эксмо. 288 с.

Autor, D. H. (2015) Why are there still so many jobs? The history and future of workplace automation // Journal of Economic Perspectives. Vol. 29. No. 3. P. 3–30. DOI: 10.1257/jep.29.3.3

Formal, non-formal and informal learning (б/д) [Электронный ресурс] // Council of Europe. URL: https://www.coe.int/en/web/lang-migrants/formal-non-formal-and-informal-learning [архивировано в WaybackMachine] (дата обращения: 10.01.2020).

Jarvis, P. (2007) The lifelong learning and the learning society : [in 3 vols.] L. ; N. Y. : Routledge. Vol. 2: Globalisation, lifelong learning and the learning society: Sociological perspectives. xii, 238 p.

Sorgner, A. (2017) The automation of jobs: A threat for employment or a source of new entrepreneurial opportunities? // Foresight and STI Governance. Vol. 11. No. 3. P. 37–48. DOI: 10.17323/2500-2597.2017.3.37.48




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/ggz.2020.1.7

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.