Феномен толпы в российской психолого-педагогической мысли конца XIX — начала XX в.

Дмитрий Сергеевич Горбатов, Сергей Николаевич Большаков

Аннотация


В статье представлена общая характеристика работ западноевропейских ученых конца XIX в. по проблематике толпы, рассмотрены их критические трактовки в педагогической психологии, оценено то влияние, которое идеи исследователей толпы оказали на развитие российской психолого-педагогической мысли дореволюционного периода.

Теории толпы С. Сигеле, Г. Тарда и Г. Лебона в конце XIX — начале XX в. стали предметом активного обсуждения отечественных педагогических психологов. И. Иванов, П. Ф. Каптерев, Е. И. Лозинский и другие исследователи того времени попытались применить их ключевые положение в контексте задач обучения и воспитания.

Проявления подражания, внушения, заражения в ходе взаимодействия субъектов педагогического процесса, свойства толпы, особенности ее вожаков, влияние на личность в толпе, принципы управления толпой, противодействие массовой агрессии, условия воспитания лидеров — таковы некоторые вопросы, вызвавшие интерес педагогических психологов дореволюционного периода. В то же время многие идеи представителей антрополого-криминалистического подхода к изучению толпы подверглись критическому рассмотрению. В частности, российские исследователи посчитали неоправданными представления о «преступной природе» любой толпы, не согласились с постулатом о падении уровня интеллекта и морали в социальных объединениях, высказали свои возражения против неизменно односторонней трактовки образов вожаков, осудили как доктринерский тезис о негативном воздействии массовой школы на личность ребенка.


Ключевые слова


теории толпы; подражание; внушение; заражение; вожаки толпы; управление толпой; российская педагогическая психология; история российской психологии

Полный текст:

PDF

Литература


Баженов, Н. Н. (1891) Область и пределы внушения // Вопросы философии и психологии. Кн. 8. № 4. С. 129–148.

Галенковский, П. А. (1892) Проступок и наказание в кадетской жизни // Педагогический сборник. № 9. С. 264–283.

Д-ов, И. (Добровольский, И. И.) (1894) Психология «преступной» толпы // Русская мысль. № 12. С. 130–158.

Е. Л. (Лозинский, Е. И.) (1908) Вожди и толпа (социально-психологический очерк) // Вестник воспитания. № 1. С. 86–124.

Еленев, Ф. (1888) Студенческие беспорядки. СПб. : Тип. т-ва «Общественная польза». 46 с.

Иванов, И. (1897) Школьная толпа и массовые беспорядки // Педагогический сборник. № 8. С. 115–130; № 9. С. 216–240; № 11. С. 401–423.

Иванов, И. (1901) Преподаватели и воспитатели в деле массового воспитания // Педагогический сборник. № 8. С. 75–102.

Из записной книжки редакции. По поводу статьи «Проступок и наказание». (1892) // Педагогический сборник. № 9. С. 284–292.

Каптерев, П. (1893a) О подражательности в психологическом и педагогическом отношениях // Образование. № 7–8. С. 1–41.

Каптерев, П. (1893b) Толпа и отдельная личность // Образование. № 12. С. 330–335.

Каптерев, П. (1901) Аристократия ума в школе и жизни // Образование. № 3. С. 86–102; № 4. С. 1–9.

Лебон, Г. (1896) Психология народов и масс. СПб. : Изд-во Ф. Павленкова. 329 с.

Лозинский, Е. (1900) Общественно-психологические основы воспитания // Вестник воспитания. № 3. С. 1–31.

Лозинский, Е. (1912) Воспитание вождей // Педагогический сборник. № 10. С. 345–366; № 11. С. 457–495; № 12. С. 357–570.

Михайловский, Н. К. (1896) Соч. : в 6 т. СПб. : Русское богатство. Т. 2. 886 стб.

Нордау, М. (1892) В поисках за истиной. СПб. : Изд-во Ф. Павленкова. 246 с.

Пименова, Э. (1895) Душа толпы. “Psychologie des foules” par Gustave Le-Bon // Образование. № 12. С. 1–10.

Психология толпы. G. Le Bon. Psychologie des foules (1896) // Педагогический сборник. № 9. С. 249–253.

Сигеле, С. (1893) Преступная толпа. Опыт коллективной психологии. СПб. : Изд-во Ф. Павленкова. iv, 116 с.

Случевский, В. К. (1893) Толпа и ее психология // Книжки недели. № 4. С. 5–38; № 5. С. 5–23.

Тард, Ж. (1892) Законы подражания. СПб. : Изд. Ф. Павленкова. iv, 370 с.

Тард, Г. (1893) Преступления толпы. Казань : Типо-лит. Императ. университета. 44 с.

Тард, Г. (1902) Общественное мнение и толпа. М. : Т-во тип. А. И. Мамонтова. iv, 201 с.

Fournial, H. (1892) Essai sur la psychologie des foules: considérations médico-judiciaires sur les responsabilités collectives. Lyon : A. Storck ; Paris : G. Masson. 113 p.

Rossi, P. (1904) Les suggesteurs et la foule. Paris : Michalon. xii, 222 p.

Sighele, S. (1898) Psychologie des sectes. Paris : V. Giard & E. Brière. 231 p.

Sighele, S. (1903) L’intelligenza della folla. Torino: Fratelli Bocca. viii, 166 p.

Tarde, G. (1898) Etudes de psychologie sociale. Paris : V. Giard & E. Brière. 326 p.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2015.3.20

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.




 
Рейтинг@Mail.ru