Системный характер нормативной теории культуры

Андрей Яковлевич Флиер

Аннотация


Статья является этапом работы автора над формулированием положений нормативной теории культуры как функциональной интерпретации ее свойств в качестве комплекса нормативов человеческого сознания и социального поведения. Особое внимание уделяется построению этой теории как системы с взаимосвязанными и взаимообусловленными компонентами. Эта теория названа нормативной, поскольку главный социальный результат функционирования человеческой культуры заключается в нормировании сознания и социального поведения человека.

Культура — это сформировавшаяся в процессе эволюции жизни на Земле поведенческая программа, обеспечивающая коллективный характер деятельности и образа жизни людей, их взаимодействие и коммуницирование. В процессе антропогенеза человеческая культура эволюционировала из социального поведения животных, развиваясь по линии: инстинкт — обычай — рациональное поведение. Культурная деятельность, проявляет себя в двух основных формах: 1) социально-поведенческой, непосредственно обеспечивающей коллективный характер жизнедеятельности людей с помощью обычаев, нравов, этикета, гостеприимства, вежливости и пр., сигнализирующих о добрых намерениях участников коммуникации; и 2) символической, обеспечивающей социальную интеграцию опосредованно (через посредство разговорного языка и системы художественных, религиозных, идеологических и иных образов, воздействующих на сознание человека, обучающих его и создающих благоприятную психологическую атмосферу для коллективного образа жизни).

В ходе исторического развития культуры сначала преобладала обыденная деятельность (культура-обычай) с абсолютной доминантой коллективности и традиционности в любой практике, ныне называемая народной культурой. Затем по мере развития городов от нее стала отпочковываться специализированная деятельность (культура-идеология), часто называемая элитарной, в которой преобладали индивидуальные формы и техническое новаторство. И наконец, в ходе урбанизации XIX–XX вв. развилась массовая культура (культура-референция), которая слабо влияет на продуктивную деятельность людей, но регулирует их потребление и досуг как в коллективной, так и индивидуальной форме.


Ключевые слова


культура; нормативная теория; социальная интеграция; специализация; культура-обычай; культура-идеология; культура-референция

Полный текст:

PDF

Литература


Дольник, В. Р. (2009) Непослушное дитя биосферы. Беседы о поведении человека в компании птиц, зверей и детей. М. : Петроглиф. 352 с.

Дьяконов, И. М. (1994) Пути истории. От древнейшего человека до наших дней. М. : Наука, Восточная литература. 384 с.

Дюркгейм, Э. (1991) О разделении общественного труда. Метод социологии. М. : Наука. 575 с.

Каган, М. С. (1974) Человеческая деятельность. М. : Политиздат. 328 с.

Костина, А. В. (2009) Национальная культура — этническая культура — массовая культура : «Баланс интересов» в современном обществе. М. : УРСС. 216 с.

Маркарян, Э. С. (1962) О концепции локальных цивилизаций. Ереван : Изд-во АН Армянской ССР. 180 с.

Маркарян, Э. С. (1969) Очерки теории культуры. Ереван : Изд-во АН Армянской ССР. 228 с.

Маркарян, Э. С. (1982) Узловые проблемы теории культурной традиции // Советская этнография. № 2. С. 78–96.

Назаретян, А. П. (2008) Антропология насилия и культура самоорганизации. Очерки по эволюционно-исторической психологии. М. : УРСС. 256 с.

Орлова, Э. А. (1994) Динамика культуры и целенаправленная активность человека // Морфология культуры. Структура и динамика : учеб. пособие для вузов / под ред. Э. А. Орловой. М. : DrDoom. 415 с. С. 8–73.

Пелипенко, А. А. (2012) Постижение культуры : в 2 ч. М. : РОССПЭН. Ч. 1. Культура и смысл. 607 с.

Плюснин, Ю. М. (1990) Проблема биосоциальной эволюции. Новосибирск : Наука. 240 с.

Степин, В. С. (1999) Культура // Вопросы философии. № 8. С. 61–71.

Степин, В. С. (2000) Теоретическое знание (структура, историческая эволюция). М. : Прогресс-Традиция. 743 с.

Тинберген, Н. (1993) Социальное поведение животных. М. : Мир. 152 с.

Флиер, А. Я. (1992) Рождение жилища: пространственное самоопределение первобытного человека // Общественные науки и современность. № 5. С. 96–101.

Флиер, А. Я. (2000) Рождение храма: опыт самоопределения человека во времени // Флиер А. Я. Культурология для культурологов. М. : Академический проект. 496 с. С. 345–383.

Флиер, А. Я. (2012) Очерки теории исторической динамики культуры. М. : Согласие. 528 с.

Фуко, М. (1994) Слова и вещи. Археология гуманитарного зна¬ния. СПб.: A-cad. 406 с.

Alleau, R. (1958) De la nature des symboles. Paris : Flammarion. 126 р.

Grossberg, L. (1993) The Formations of Cultural Studies / V. Blundell, J. Shepherd and I. Taylor (eds.), Relocating Cultural Studies: Developments in Theory and Research. London: Routledge. Р. 21–67.

Hall, S. (1980) Encoding and Decoding // S. Hall et al. (eds.) Culture, media, language: Working Papers in Cultural Studies, 1972–79. London : Unwin Hyman. 320 р. Р. 128–139.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.2.13

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru