О цивилизационных типах цинизма: Ближний и Дальний Восток

Татьяна Анатольевна Горелова

Аннотация


В статье рассматриваются типы цинизма, возникшие в восточных цивилизациях, ядром которых были мировые религии — буддизм и ислам.

 Мистическое направление буддизма (традиции дзен) в ХХ в. обретает черты «глобальной культурно-символической туманности» (А. Агаджанян) — глобального необуддизма. Она свободна от поклонения Богу, конкретных традиций и одновременно навязывает миру определенную духовную моду. Хотя она кажется альтернативной западным традициям, но проявляет себя как «прирученная альтернатива». Облик глобального необуддизма можно описать так: транснациональная сетевая структура с центрами вокруг харизматических учителей; медитация как ключевая практика; новое буддийское миссионерство (благотворительность, общественное участие, реклама в массмедиа); создание реформаторских установок на «очищение ядра» или «научный» буддизм. На примере буддизма видно, как западная культура тестирует, фильтрует, обрабатывает духовные феномены различных культур, вырывая их из национальной почвы и встраивая в глобальный масскульт.

Ядром ближневосточного, арабского мира, является ислам, имеющий мистическое направление — суфизм. В конце ХХ в. суфизм превращается в народный праздник, некое действо, промежуточное между мистерией и цирком, не предполагающее отныне духовных практик. В то же время традиционный ислам создает религиозно-политические организации и группировки, которые обозначаются как «радикализм», «экстремизм», «терроризм» с добавлением определения «исламский». Так отлаженная система глобального государственного террора, созданного Западом, запустила ответный механизм — терроризм групп и одиночек, который пытается противостоять глобализму в его же цинической системе координат. Цинизм усиливается тем, что постепенно «воины Аллаха» превращаются в глобальных наемников, которые начинают служить силе, против которой изначально создавались, — Западу.

Делается вывод, что духовное движение — это всегда движение против энтропийного овеществления и объективирования миропонимания. Когда антиэнтропийный процесс прекращается, в мире происходит распыление и ослабление духовности. И мировые религии, и крупные цивилизации прошли свой энтропийный путь, создав собственные типы цинизма. Всеобщий цинизм — тревожный сигнал глобального «разбожествления» мира.


Ключевые слова


цинизм; глобализм; религия; цивилизация; дзен-буддизм; глобальный необуддизм; ислам; суфизм; терроризм; Ближний Восток; Дальний Восток

Полный текст:

PDF

Литература


Агаджанян, А. (2009) Буддизм в современном мире: мягкая альтернатива глобализму // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко, С. Филатова. М. : РОССПЭН. 341 с. С. 222–255.

Аликберов, А. К. (2003) Эпоха классического ислама на Кавказе. М. : ИФВЛ. 847 с.

Альбедиль, М. Д. (2013) Буддизм: религия без бога. СПб. : Вектор. 256 с.

Бартольд, В. В. (2012) Ислам. Культура мусульманства. Мусульманский мир. М. : Книжный клуб «Книговек». 340 с.

Баталов, Э. Я. (1963) Буддизм «Дзен» и буржуазная идеология // Философские проблемы атеизма / ред. кол.: Л. Н. Великович, Н. И. Губанов, Ю. А. Левада. М. : Изд-во АН СССР. 280 с. С. 234–249.

Бергсон, А. (2001) Творческая эволюция / пер. с фр. В. Флеровой ; вступ. ст. И. Блауберг. М. : ТЕРРА-Книжный клуб ; КАНОН-пресс-Ц. 384 с.

Бердяев, Н. А. (1991) Новое средневековье. Размышление о судьбе России и Европы. М. : Феникс ; ХДС-Пресс. 81 с.

Бердяев, Н. А. (1994) Дух и реальность // Бердяев Н. А. Философия свободного духа. М. : Республика. 479 с. С. 427–462.

Бодрийяр, Ж. (2012) Прозрачность зла / пер. с фр. Л. Любарской, Е. Марковской. М. : Добросвет ; Издательство «КДУ». 260 с.

Бодрийяр, Ж. (2016) Дух терроризма // Бодрийяр, Ж. Дух терроризма. Войны в заливе не было / пер. с фр. А. Качалова. М. : РИПОЛ Классик. 224 с. С. 95–188.

Главева, Д. Н. (2007) Дзен // Большая российская энциклопедия / гл. ред. Ю. С. Осипов. М. : Большая российская энциклопедия. Т. 8. 768 с. С. 693–695.

Горелова, Т. А. (2019) О цивилизационных типах цинизма: Запад и Россия // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 53–69. DOI: 10.17805/zpu.2019.1.3

Дюмулен, Г. (2003) История дзен-буддизма. М. : ЗАО Центрполиграф. 317 с.

Зиновьев, А. (1995) Русский эксперимент: Роман. L'Age d’Homme — Наш дом. 448 с.

Зиновьев, А. А. (2007) Запад. М. : Алгоритм ; Эксмо. 512 с.

Игнатенко, А. (2009) Эпистемология исламского радикализма // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко, С. Филатова. М. : РОССПЭН. 341 с. С. 175–221.

Кабанов, А. М. (1999) Предисловие: История дзен в Китае и Японии // Годзан Бунгаку. Поэзия дзенских монастырей / пер. с яп., предисл. и коммент. А. М. Кабанова. СПб. : Гиперион. 224 с. С. 9–33.

Карелин, (Рафаил) Р. Н. (1999) Церковь и мир на пороге апокалипсиса. М. : Московское Подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. 265 с.

Кириллина, С. А. (1989) Культово-обрядовая практика суфийских братств Египта (XIX — начало ХХ века) // Суфизм в контексте мусульманской культуры / отв. ред. Н. И. Пригарина. М. : Наука. Главная редакция восточной литературы. 341 с. С. 80–93.

Коэльо, П. (2007) Ведьма с Портобелло. М. : София. 320 с.

Мизун, Ю. В., Мизун Ю. Г. (2004) Ислам и Россия. М. : Вече. 368 с.

Насыров, И. Р. (2009) Основы исламского мистицизма (генезис и эволюция). М. : Языки славянских культур. 552 с.

Ошо (2016). Секрет. Беседы о Суфизме. СПб. : Весь. 608 с.

Пахомов, С. В. (2003) Дзен-буддизм как философия жизни // Нукария К: Религия самураев. Исследование дзен-буддийской философии и практики в Китае и Японии / пер. с англ. О. Б. Макаровой, под ред. С. В. Пахомова. СПб. : Наука. 248 с. С. 231–241.

Сафронова, Е. С. (1980) Дзенский смех как отражение архаического земледельческого праздника // Символика культов и ритуалов народов зарубежной Азии / отв. ред. Н. Л. Жуковская, Г. Г. Стратанович. М. : Наука. 208 с. С. 68–78.

Слотердайк, П. (2009) Критика цинического разума / пер. с нем. А. П. Перцева. Екатеринбург : У-Фактория ; М. : АСТ. 800 с.

Судзуки, Д. Т., Кацуки С. (1993) Дзен-Буддизм: Основы Дзен-Буддизма. Практика Дзен. Бишкек : МП «Одиссей». 672 с.

Филатов, С. (2009) Религиозная жизнь Евразии // Религия и глобализация на просторах Евразии / под ред. А. Малашенко, С. Филатова. М. : РОССПЭН. 341 с. С. 10–27.

Фролова, Е. А. (1983) Проблемы веры и знания в арабской философии. М. : Восточная литература. 167 с.

Хоружий, С. С. (2010) Дзен как органон // Фонарь Диогена. Проект синергийной антропологии в гуманитарном контексте / ред. С. С. Хоружий. М. : Прогресс-Традиция. 928 с. С. 522–572.

Чжун Сечжин (2017) Общие религиозные аспекты мистицизма в суфийской традиции // Вопросы философии. № 2. С. 186–194.

Эко, У. (2004) Дзен и Запад // Открытое произведение / пер. с ит. А. Шурбелева. СПб. : Академический проект. 384 с. С. 239–270.

Kone, A. (2001) Europe: A Survey of the Territory // Journal of Global Buddhism. Vol. 2. P. 139–161.

Levering, M., Schireson G. S. (2006) Women and Zen Buddhism: Japanese, Chinese, Korean, and Vietnamese // Encyclopedia of Women and Religion in North America Ed. by R. Skinner Keller and R. Radford Ruether. Bloomington and Indianapolis : Indiana University Press. 1394 p. P. 639–646.

O’Neil, D. (1982) Zen and Christianity // Only Don’t Know: Selected Teaching Letters of Zen Master Seung Sahn. Cumberland. Pl. : Primary Point Press. 193 p. P. 5–16.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.2.3

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru