Метод фокус-групп и студенты: вопросы формирования исследовательских навыков и человеческого потенциала

Василий Андреевич Лапшин

Аннотация


В статье рассматривается применение метода фокусированного интервью в рамках учебного процесса для непрофильных социологических направлений. Рассматривается методика метода фокус-групп в рамках учебного курса «Философия» в Московском гуманитарном университете, а также учебного курса «История политических учений» в Московском государственном институте культуры. На занятиях студенты обучались методике проведения фокус-групп, разбивались на исследовательские группы по два-три человека и получали задание в рамках изучаемой дисциплины. В зависимости от уровня освоения дисциплины сложность темы задания варьировалась. Срок выполнения назначался в зависимости от хода учебного процесса от двух до трех недель.

Метод фокус-групп помогает обучать исследовательской работе студентов в рамках указанных курсов, способствует обучению их командной работе и коммуникации, позволяет студенту получить дополнительную информацию по темам курса, развивать их человеческий потенциал. Также этот метод может служить для исследования интересов самой студенческой молодежи.

Результатом исследовательской работы были подготовка и проведение учащимися фокус-группы, подготовка отчета исследования, дополненного видеоматериалами. В течение курсов проводилось два исследования, от более общих тем, не требующих специальной подготовки, к темам, предполагающим освоение в значительной мере материалов курса.


Ключевые слова


молодежь; фокус-группы; фокусированное интервью; интервью; студенты; философия; история политических учений; человеческий потенциал

Полный текст:

PDF

Литература


Алексеев, Ю. В. (2014) Основные свойства человеческого капитала и инвестирование в его развитие (на основании исследований методом фокус-групп) // Коммуникология. Т. 5. № 3. С. 136–163.

Дмитриева, Е. В. (1999) Метод фокус-групп: проблемы подготовки, проведения, анализа // Социологические исследования. № 8. С. 133–138.

Кичерова М. Н., Ефимова Г. З. (2016) Образовательные квесты как креативная педагогическая технология для студентов нового поколения [Электронный ресурс] // Мир науки. Т. 4. № 5. URL: http://mir-nauki.com/PDF/28PDMN516.pdf (дата обращения: 18.12.2018).

Курьянов, М. А., Половцев, В. С. (2011) Активные методы обучения : метод. пособие. Тамбов : Изд-во ФГБОУ ВПО «ТГТУ». 80 с.

Лапшин, В. А. (2013a) Проблема источников социокультурных изменений в социальных теориях XVIII–XXI веков // Знание. Понимание. Умение. № 2. С. 259–264.

Лапшин, В. А. (2013b) Структурные компоненты человеческого потенциала // Знание. Понимание. Умение. № 1. С. 259–263.

Луков, В. А., Лапшин, В. А. (2010) Человеческий потенциал и повседневность // Знание. Понимание. Умение. № 3. С. 211–215.

Мальцева, Т. В. (2008) Метод фокус-групп в академических исследованиях // Прикладная юридическая психология. № 3. С. 130–133.

Чеховский, И. В. (2009) О значимости ошибок, возникающих при использовании метода фокус-групп (по результатам поискового исследования) // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. № 2. С. 83–91.




DOI: http://dx.doi.org/10.17805/zpu.2019.1.18

Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


URL лицензии: http://creativecommons.org/licenses/by-nc/4.0/

 
Рейтинг@Mail.ru